18 января – Крещенский сочельник, Навечерие (канун) Богоявления


Автор: Редакция

photo

     Сегодня, 5 / 18 января, Православной Церковью совершается предпразднование Крещения Господня, т.е. празднуется Навечерие Богоявления – одного из главных двунадесятых Господских праздников в Православии, посвящённого важнейшему евангельскому событию – Крещению Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордана Пророком, Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, а также сопровождавшему это событие откровению (явлению) людям всех трёх Испостасей Пресвятой Троицы. Это предпразднество также носит название «Крещенский сочельник». Наименование «сочельник» происходит от слова «сочиво» – так называется особое праздничное блюдо, которое традиционного готовится заранее и вкушается верующими по окончании Божественной Литургии, совершаемой вечером этого дня. «Сочиво» состоит из отваренных зёрен пшеницы, смешанных с мёдом и резаными сухофруктами. 
     Утром в Крещенский сочельник священнослужители, одетые в праздничные облачения, совершают в храмах Божественную Литургию (чинопоследованием, составленным святителем Василием Великим). В день предпразднества Богоявления в течение всего дня, вплоть до выноса свечи по окончании Божественной Литургии (а не «до первой звезды», как традиционно считается в народе) православным христианам предписывается строгий пост с полным воздержанием от вкушения какой-либо пищи. Вечером, по окончании совершения Литургии, перед тем, как вкусить сочива и разговеться, прихожанам полагается испить освящённой Крещенской воды. Поскольку великое водосвятие совершается в этот день во время завершения утренней Божественной Литургии, Крещенскую воду в этот день дозволяется вкушать уже с утра, по окончании священнодействия. 
     В раннехристианской Церкви (вплоть до V столетия от Р.Х.) Рождество и Крещение Господни праздновались одновременно – 6-го января (19 января по н. ст.). Начиная с V столетия празднование Рождества Христова было перенесено на 25 декабря (7 января по н. ст.), а днём празднования Крещения Господня было оставлено 6 января (19 января по н. ст.). Временной отрезок «от звезды и до воды», т.е. 12 дней между Рождеством Христовым и Крещенским сочельником (вплоть до великого водосвятия) в народе носят название «Святки» – т.е. «святые дни». 
     Чинопоследование великого водосвятия (великого водоосвящения или освящения воды) традиционно совершается Православной Церковью единожды в богослужебном году – в день предпразднования Богоявления (в отличие от чина малого водосвятия, которое совершается в храмах многократно в продолжение всего церковного богослужебного года). Следует отметить, что обычай совершать освящение воды возник в богослужебной практике Христианской Церкви ещё в ранние века Её существования, причём, в прежние времена чинопоследование великого водосвятия совершалось только один раз – в Навечерие Крещения Господня. В современной же богослужебной практике Православной Церкви это чинопоследование совершается дважды: в первый раз – в стенах храма, при завершении Божественной Литургии в Навечерие Крещения Господня, и повторно – уже в день самого празднования Крещения, по завершении Божественной Литургии, когда совершается т.н. Крестный ход «на Иордань» (то есть, к ближайшему к храму водоёму), а если такого водоёма нет – то в стенах храма. По совершении священнодействия освящённая («святая») вода раздаётся верующим, чтобы те хранили её дома как святыню и употребляли по мере необходимости в течение всего последующего года, вплоть до последующего праздника Богоявления. При этом чинопоследование великого водосвятия оба раза – одно и то же, поэтому считать, что освящённая «Крещенская» и «Богоявленская» вода имеют между собой какие-то отличия – одно из многих заблуждений, бытующих среди не особо осведомлённых прихожан.

Источник


Всего просмотров: 303

Оставлено комментариев: 0

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.



Последнии публикации

Автор: Лариса Бравицкая
27 мая 2020 г.

Какими мы придем в храмы, которые откроются со дня на день

Открыли Киево-Печерскую Лавру. Стало быть, не за горами, когда откроют и наши монастыри и церкви. И мы устремимся в наши храмы, бегом, с радостью. Или не устремимся?

На эти рассуждения меня нато...

Автор: Александр Шумский
18 мая 2020 г.

Сон Кости Петрова

Мы републикуем часть эссе-антиутопии священника Александра Шумского, написанного им в 2010 году и ставшего весьма актуальной сегодня в связи с введением тотального контроля над людьми.

 

...

Автор: Редакция
15 мая 2020 г.

2:0 в пользу Лукашенко?..

Этой весной Президент Белоруссии А.Г.Лукашенко совершил два весьма заметных поступка: не закрыл храмы на Пасху и провел Парад Победы в Минске 9 мая.

По поводу мотивов этих поступков существ...

Автор: Редакция
14 мая 2020 г.

Обращение Священного Кинота святой горы Афон

СВЯЩЕННЫЙ КИНОТ
СВЯТОЙ ГОРЫ
АФОН

№ протокола: Ф.2/43β/906

КАРЕЯ, 29.04-12.5.2020 г.


В связи с пандемией коронавируса Священный Кинот Святой Горы Афон, разделяя духовную жажду всех...

Автор: Редакция
14 мая 2020 г.

Что бьет по единству РПЦ и УПЦ?

Пасха 2020 года наверняка запомнится всем, при чем не только прихожанам, но и людям, от религии далеким. В этом году Светлое Христово Воскресение сопровождали страсти поистине библейские. Эпидемия ...

закрыть
закрыть