2 июля – Святитель Иов, Патриарх Московский и всея России († 1607)


Автор: Редакция

photo

     Сегодня, 19 июня / 2 июля, Русская Православная Церковь воспоминает свт. Иова, Патриарха Московского и всея России – самого 1-го русского Патриарха, жившего и совершавшего своё служение Русской Церкви в XIV – XVII вв.
     Первосвятитель Иов был выдающимся человеком, с блестящим образованием и множеством дарований. Родился будущий Патриарх ок. 1529г. в г. Старицы (тогда – Тверская губ-я) и в миру звался Иоанном. Ещё отроком родители отдали его в монашескую обитель в честь Успения Божией Матери, находившуюся в Старице, где он получил начальное образование. Жизнь в обители укрепила в мальчике намерение послужить Господу несением монашеских подвигов. Однако родители пожелали, чтобы будущий святитель, ок. 1553г. уже закончивший обучение в обители, вступил в брак. В день, на который было назначено венчание, юный Иоанн попросил родителей дать ему возможность посетить монастырь, чтобы побеседовать с кем-то из опытных старцев, и, получив на это позволение, он отправился в обитель, был принят архимандритом Германом и уговорил старца благословить его на принятие иноческого пострига, чтобы пополнить ряды братии обители. При пострижении ему было дано иноческое имя Иов.
     Больше 15-и лет подвизался св. Иов в обители, вначале – послушником архимандрита Германа. Руководимый этим опытнейшим духовником, юный монах научился от него добродетелям нестяжания, послушания, воздержания, кротости, смирения и милосердия, кроме того – приобрёл навык строжайшего постничества и истинной молитвы. Став в итоге игуменом родной ему обители, будущий свт. Иов пастырской проповедью и собственным примером наставлял её насельников, ведя их прямым путём к духовному преуспеянию.
     Ок. 1569г. в Старицкую обитель прибыл с визитом сам царь Иоанн Грозный. Благочестивый насельник обители Иов был им замечен и вскорости рукоположен во архимандрита, а в 1571г. был поставлен игуменом московской Симоновой монашеской обители. Свои обязанности новый настоятель выполнял ревностно. Став игуменом одной из крупнейших монашеских обителей своего времени, св. Иов обязан был принимать живое участие в делах общецерковных, а зачастую – и в делах государственных, кроме того, он участвовал в нескольких Соборах Русской Церкви. В 1575г. свт. Иов получил назначение возглавить московскую Ново-Спасскую монашескую обитель и выполнял обязанности настоятеля этой обители на протяжении 6-и лет.
     В 1581г. совершилось рукоположение свт. Иова во епископа Коломенского, в 1586г. – во архиепископа Ростова Великого. В 1587г. он был возведён в сан митрополита Московского, а в начале зимы 1589г. в присутствии Патриарха Константинопольской Церкви митрополит Иов был поставлен Патриархом Московским и всея Руси.
     Став Патриархом, свт. Иов своими великими добродетелями вскоре заслужил искреннюю народную любовь. Он строго соблюдал церковный Устав, каждый день служил Божественную литургию, где чтение Евангелия, Псалтири и Апостола совершалось им по памяти. Главной целью служения Патриарха Иова было утверждение в России Православия и духовное укрепление Церкви и паствы. По указанию свт. Иова совершились многочисленные перемены в церковной жизни: к Mocковскому Патриархату были присоединены 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; было создано несколько новых епархий, а также устроено больше 10-и новых монашеских обителей. Свт. Иов усердно занимался благоустрением жизни Церкви. Им были проведены меры по дисциплинарному и нравственному состоянию духовенства и по утверждению благочиния в церквах. Много сил Первосвятителя было положено на духовно-нравственное воспитание народа, а также на распространение книг Священного Писания и Предания (творений свв. Отцов). Особо важным было такое его начинание как издание богослужебных книг, так как их недоставало во всей Земле Российской (а в особенности – в новопросвещённых краях, таких как Казань, Астрахань, Сибирь). С благословения Первосвятителя прецедентом в России стало издание нескольких душеполезных богослужебных книг (Триоди Постной, Триоди Цветной, Октоиха, Минеи Общей, Чиновника архиерейского служения и Служебника), где по указанию свт. Иова были исправлены имевшиеся неточности, так как он перед изданием сравнивал древние рукописи, беря наилучшие из них за образцы для книгопечатания. Можно сказать, что именно свт. Иовом дело книгопечатания впервые было поставлено «на поток».
     До нашего времени дошли некоторые произведения и самого свт. Иова, например – «Повесть о честнем житии царя Феодора Иоанновича», вошедшая в состав Никоновской летописи, в которой описаны наиважнейшие события периода правления царя Феодора, такие как установление на Руси Патриаршества, покорение Сибири, а также войны со шведами и с крымскими татарами.
     В период предстоятельства Первосвятителя Иова состоялось прославление новых русских святых: Василия Блаженного, преп. Иосифа Волоколамского, блж. Иоанна Московского и других. Для нeкоторых святых, которые уже почитались на Руси, были учреждены новые дни памяти.
     Все частные средства, вплоть до дорогих царских даров, Первосвятитель жертвовал на благотворительность и на возведение церквей (в одной лишь столице с 1592 по 1600 гг. была выстроена дюжина храмов).
     Свт. Иов был ревностнейшим служителем Церкви и премудрым архипастырем. Особо проявил он эти качества в миссионерстве, которое было направлено на утверждение Православия в далёких р-нах страны, таких как Сибирь, русский Север, а также единоверная России Грузия, тогда уже искавшая союза с нашей страной и просившая протектората. По прошению кахетинского правителя Александра Патриархом Иовом было туда отправлено несколько клириков и иконописцев. Также с благословения святителя православными миссионерами возрождались церкви и монашеские обители на российских окраинах. Также основание новых монастырей происходило и в европейской части государства, а в столице был создан известный всем Донской монастырь. Благодаря повсеместному утверждению Первосвятителем Православия, были сохранены и упрочены границы Русского государства – как на севере, так и на юге.
     После того, как в 1598г. царь Феодор Иоаннович отошёл ко Господу, пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, и в государстве началось время нестроений, носящее историческое название «Смутного времени». В этот тяжёлый для России период свт. Иов смог сохранить в себе такие добродетели как терпение и мужество. Встав во главе народной борьбы с польско-литовскими интервентами, он стал рассылать по всей России грамоты, призывавшие народ встать на защиту Церкви и Отечества. В начале зимы 1605г. им был предан анафеме Лжедмитрий I и поддерживавшие оного предатели. Свт. Иов всегда сурово обличал любого, кто дерзал разрушать порядок в государственном строе и вносить раздоры в церковную жизнь. В апреле 1605г., из-за неожиданной смерти царя Бориса Гoдyнова в столице начался бунт, и она была сдана польским захватчикам во главе с самозванцем Лжедмитрием I-м. Свт. Иов отказался принести присягу Лжедмитрию и был низложен. В начале лета приспешниками самозванца был разнесён Патриарший двор. Бунтовщики осмелились вторгнуться в Кремлёвский Успенский собор во время богослужения с целью умертвить Первосвятителя, который всё это время, склонив колени перед чудотворной иконой Царицы Небесной, именуемой Владимирская, возносил слёзные мольбы о спасении и утверждении в Отечестве правой Веры. Бунтовавшие накинулись на Первосвятителя, coдрали с него облачение и даже не дали до конца отслужить Божественную Литургию. Избив Первосвятителя, они выволокли его на площадь, после чего претерпевшего изрядно бесчестий, измождённого, его сослали в Старицкую обитель, в которой святитель некогда подвизался. Ослабевший и потерявший зрение, свт. Иов в течение 2-х лет жил в обители, проводя дни и ночи в постоянных молитвословиях. По свержении Лжедмитрия I-го свт. Иов по немощи уже не смог снова занять Патриарший Престол и выбрал в преемники себе Казанского митрополита Ермогена.
     Святая душа Патриарха Иова мирно отошла ко Господу 19 июня 1607г. (2 июля по н.ст.). Тело его было погребено в стенах Успенского собора Старицкой обители, а через какое-то время над местом его захоронения возвели часовню. В 1652г. честные мощи свт. Иова, нетленные, износившие дивное благоухание, перенесли в Москву и положили возле места захоронения Патриарха Иоасафа, где от них произошло много чудесных исцелений. По постановлению Священного Синода РПЦ имя свт. Иова было внесено в список имён Собора Тверских святых, 1-е празднование которого совершилось в июле 1979г. Для общецерковного почитания свт. Иов был прославлен Apхиерейским Собором РПЦ, созванным в 1989г.

Дни памяти святителя Иова, Патриарха Московского и всея России
5 / 18 апреля – перенесение мощей
23 мая / 5 июня – в Соборе Ростово-Ярославских святых
19 июня / 2 июля – день преставления (1607г.)
1 / 14 июля (переходящая, 1-е воскресенье после 12 июля) – в Соборе Тверских святых
5 / 18 октября – в Соборе Московских святителей


Всего просмотров: 145

Оставлено комментариев: 0

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.



Последнии публикации

Автор: Сергий Карамышев
13 декабря 2019 г.

В Софии открылась униатская епархия

Можно ли верить иезуитам? – конечно, риторический вопрос. Те, кто вверялись им в прежние времена, обыкновенно потом сильно сожалели, лишь удивляясь великому лукавству этих новых фарисеев.

...

Автор: Редакция
13 декабря 2019 г.

13 декабря - святой апостол Андрей Первозванный

    Святой апостол Андрей был самым первым, кто, увидев Христа и услышав Его призыв – следовать за Ним, без раздумий оставил всё и пошёл за своим Учителем (почему и именуется Первоз...

Автор: Сергей Югов
12 декабря 2019 г.

Автор: Редакция
11 декабря 2019 г.

«СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА» КОНСТАНТИНОПОЛЯ

От редакции

 

Мы представляем вниманию читателей аналитическую статью Алексея Смирнова, в которой подробно излагаются причины агрессивного в отношении других поместных православных Церкв...

Автор: Редакция
11 декабря 2019 г.

Ультралиберализм под видом традиционализма (о «декабрьских тезисах» Александра Щипкова)

В своем радикальном запале, направленном против существования закона о семейно-бытовом насилии в любом виде, зам. главы Всемирного Русского Народного Собора Александр Владимирович Щипков решил пере...

закрыть
закрыть