
Недавно мы с женой вернулись из Стамбула, он же Константинополь, он же Второй Рим. Говорить об этом городе можно весьма долго. Об одних музеях и мечетях вышел бы бесконечный разговор. Но сейчас хочется сказать немного о другом.
Это один из великих городов мира, центров истории и культуры. И в то же время – город падения двух Империй. У таких городов всегда есть свои уроки для нас, живущих на Земле. И граней у таких городов множество, так что, сколько ни напиши о них исследований и заметок (а написано их немеряно), - всё равно найдётся ещё, что сказать. В нашем случае это род импрессионистского восприятия.
Один их величайших храмов мира Собор Святой Софии был воздвигнут ещё св. императором Константином, но не раз горел, и не только от «естественных причин». В том числе – он был сожжён безумными мятежниками во время кровопролитного восстания в Константинополе в 6 веке и заново отстроен императором Юстинианом. Отнюдь не только в России бунты были бессмысленными и беспощадными. И всегда они разрушали, а не созидали. И никогда не достигали (и не могли достигнуть!) своей цели. Это одна из черт мира, пережившего грехопадение. Между прочим, в том бунте огромную роль сыграли тогдашние «фанаты» - любители колесничных гонок. Тоже знакомое явление.
Ещё не одно безумие совершилось, увы, в истории Византии, как и других стран. Рассадница Православия и наша былая наставница пережила и господство «иконоборцев», и вырождение «элиты» и, наконец, Флорентийскую унию 1439 года. Меньше, чем через 20 лет после этого предательства, Византия и её столица пали под ударами турок. И Собор Святой Софии – тому свидетельство…
Святыня была поругана. Собор превратили в мечеть. Золотые мозаики были заштукатурены, мечеть окружили минареты, которые смотрятся здесь нелепо, так же, как и зелёные щиты с исламскими надписями внутри храма…
Слава Богу, Кемаль Ататюрк в 1935 году превратил здание в музей. Теперь это хотя бы не мечеть (разумеется, мы ничего не имеем против Ислама как такового, дело в другом).
И в своём нынешнем, по сути, полуразрушенном, виде Собор производит изнутри огромное впечатление. А снаружи здание поражает своей простотой и величественностью. Оно словно впитало бездонность синего константинопольского неба. Глядя на него, отдыхаешь душой.
На фото: Голубая мечеть
Знаменитая Голубая мечеть султана Ахмеда 1 (17 век) построена на месте дворца византийских императоров. (Строительство одних памятников «на месте» других – тоже одно из традиционных людских заблуждений). Мечеть должна была «затмить» Собор Святой Софии, но этого не произошло. Снаружи она смотрится отчего-то беднее. Но внутренний молитвенный зал действительно великолепен. Во время службы сюда посторонних не допускают (и правильно делают). В другое же время вход для туристов открыт (однако люди всех конфессий и вовсе неверующие обязаны у входа снимать обувь). Это памятник исламской традиции и памятник традиционализма. Чти свои традиции – и будешь интересен всему миру.
Интерьер Голубой мечети
Но и Оттоманская империя (ожидаемо) не устояла на своём пути, уступила чуждым влияниям и пала. Об её расцвете и падении свидетельствуют два султанских дворца. Старый дворец, Топкапы – замечательный памятник исламской архитектуры в её турецком варианте. Он был резиденцией султанов с 15 по 19 вв. Это тоже памятник традиционного общества, в котором, при этом, имелись водопровод и канализация.
Новой резиденцией стал дворец Долмабахче прямо на берегу Босфора, построенный перед началом и в самом начале Крымской войны. Он выглядит, как некий филиал Версаля, и я назвал его «знаком беды». Не удивительно, что он стал свидетелем и «младотурецкой революции», и вовлечения страны в Первую мировую, и провозглашения в Турции республики в 1923 году … Он же стал резиденцией первого президента Турции, инициатора прозападных реформ Кемаля Ататюрка (интересно, что победившие революционеры нередко потом располагались в царских дворцах).
Это уже была эпоха торжества чужих, западных влияний в Турции. Нечто подобное произошло у нас после Петра Великого. Только турецкая империя не имела за собой длительного исторического развития, да и отношение к другим народам в Российской империи было всегда лучше. Кроме того, в огромных массах народа у нас сохранялись великие резервы пассионарной энергии. Соответственно, наша империя продержалась дольше.
Этот период истории Турции ярко и выпукло описан у Л.Н.Гумилёва – там, где речь идёт об этнических регенерациях (когда у народов в смертельном кризисе вдруг открывается «второе дыхание»):
- Итак, турецкая империя, огромная страна, оказалась колоссом на глиняных ногах. Она начала разваливаться и падать, а патриоты поехали в Париж… Пожив некоторое время в Париже, они возвращались совершеннейшими французами и пытались устроить у себя … подобие бонапартистского режима или даже республиканского… Кончилось всё тем, что эти младотурки произвели революцию, низвергли султана Абдул Гамида… вступили в мировую войну на стороне Германии и были разбиты… Хорошего в их управлении не было ничего, хотя они обещали всем свободу, а кончили резнёй армян… Англо-французы (которых сами турки долго навязывали на свою голову - С.Ю.) заняли Константинополь, греки Смирну… И тут случилась регенерация. …
Оказалось, что те турки, которые жили около Константинополя… в культурных центрах,.. никуда не годны. Они могли только пить кофе, курить трубки, беседовать на любые темы…., но защищаться они совершенно не умели. А вот дикие, обиженные всеми туркмены внутренних нагорий Малой Азии сохранили свой пассионарный запас… И когда их поднял Кемаль –паша на войну против захватчиков,... они очень быстро выгнали их из своих пределов и восстановили Турцию в тех границах, которые существуют ныне (География этноса в исторический период. Л: «Наука». С. 228-229).
Империя распалась, но пробуждение скрытых сил народа спасло всё же его от окончательной катастрофы. Пожалуй, это тоже один из уроков Константинополя - Стамбула. Даже в самой тяжёлой ситуации возможно возрождение. Как напомнил сам Гумилёв «безнадёжных положений не бывает». Надежда – великая сила, и всякое возрождение предполагает помощь свыше. Но, как говорит наш народ, одной надежды мало: «а сам не плошай!». Оплошали жители мегаполиса – не в первый и не в последний раз. Не оплошали простые земледельцы и пастухи – тоже не в первый и не в последний раз.
Ещё одно константинопольское впечатление касается Фанара.
Нынешний раскол – вероятно, одно из отдалённых последствий старой измены вере (как выразилась Агата Кристи, «у старых грехов длинные тени»). Да ведь и в нашей трагедии Раскола 17 века фанариоты сыграли немалую и недобрую роль.
Сегодня в церкви св. Георгия при резиденции Варфоломея чувствуешь себя странно. Вроде ты в православном храме, а в богослужении участвовать не следует, исповедоваться, тем более причащаться – нельзя. Оставалось помолиться и поклониться мощам святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова – ну и слава Богу!
… Ещё хотелось бы отметить: чувствуется, что находишься не в европейской стране. Мечети в Стамбуле «на каждом шагу», и это реальные религиозные центры, а не просто «памятники архитектуры», как многие церкви в католических или протестантских странах. Это часть народной жизни. А сама эта жизнь выглядит размеренной и несуетной и в самой столице, и в рыбацкой деревне (вернее, в небольшом приморском посёлке), посещение которой входит в морскую экскурсию по Босфору. Когда в кафе в вашем присутствии жарят свежепойманную рыбу – это тоже один из признаков размеренности и несуетноти, хотя, конечно, далеко не единственный. И тут нам опять есть чему поучиться. А учение, как известно, состоит не в том, чтобы копировать чужое хорошее, а в том, чтобы иметь и хранить своё. Чего и хочется пожелать всем нам.
Сергей Югов
Всего просмотров: 2092
Оставлено комментариев: 0
Понравилось: 4