Из "Лествицы" преподобного Иоанна


Автор: Редакция

photo

В четвертую неделю Великого поста совершается память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, жившего в V-VI веках. Мы предлагаем вниманию читателей два из его слов (соответствующих двум из тридцати ступеней духовного восхождения), которые полезно взять на заметку в условиях карантина, время, очень благоприятное для зарождения и распространения всевозможных слухов.

 

Слово 11. О многоглаголании и молчании

 

1. В предшествовавшем слове мы сказали кратко о том, сколь бедственно и вредно судить ближних, вернее же самим судимыми быть и страдать от собственного языка; что случается и с мнимо духовными мужами. Ныне же порядок требует, чтобы мы показали причину сего порока и дверь, которою он входит в нас, или вернее, которою он из нас выходит.

 

2. Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания47, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы.

 

3. Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, хранилище божественного огня, страж помыслов, соглядатай врагов, училище плача, друг слез, делатель памяти о смерти, живописатель вечного мучения, любоиспытатель грядущего суда, споспешник спасительной печали, враг дерзости, безмолвия супруг, противник любоучительства, причащение разума, творец видений. Неприметное предуспеяние, сокровенное восхождение.

 

4. Познавший свои прегрешения имеет силу и над языком своим; а многоглаголивый еще не познал себя, как должно.

 

5. Любитель молчания приближается к Богу, и тайно с Ним беседуя, просвещается от Него.

 

6. Молчание Иисусово постыдило Пилата; и безмолвие уст благочестивого мужа упраздняет тщеславие.

 

7. Петр Апостол изрек слово, и потом плакася горько, забыв изречение Псалмопевца: «рех сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим» (Пс.38:2); и слово другого мудрого мужа: "лучше пасть с высоты на землю, нежели от языка» (Сир.20:18).

 

8. Но не хочу много писать о сем, хотя коварство страстей и побуждает меня к тому. Впрочем скажу, что я узнал некогда от одного человека, который беседовал со мною о молчании уст. «Многоглаголание», – сказал, – «рождается непременно от которой-нибудь из сих причин: или от худой и невоздержной жизни и привычки (ибо язык, будучи естественным членом сего тела, чему научится, того по навыку и требует); или, что наиболее бывает в подвизающихся, от тщеславия, а иногда и от многоядения. Посему часто бывает, что многие с некоторым насилием и изнеможением укрощая чрево, обуздывают вместе и язык и многословие».

 

9. Кто возымел попечение об исходе из сей жизни, тот пресек многословие; и кто приобрел плач души, тот отвращается многоглаголания, как огня.

 

10. Возлюбивший безмолвие затворил уста свои; а кто любит выходить из келлии, тот бывает изгоним из нее страстию многоглаголания.

 

11. Познавший благоухания огня, сходящего свыше, бегает многолюдных собраний, как пчела – дыма. Ибо как дым изгоняет пчелу, так и сему нетерпимо многолюдство.

 

12. Не многие могут удержать воду без плотины; и еще менее таких, которые могут удерживать уста невоздержные.

 

На одиннадцатой степени одержавший победу одним ударом отсек множество зол.

 

Слово 12. О лжи

 

1. Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь.

 

2. Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление есть отвержение от Бога.

 

3. Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит «вся глаголющия лжу» (Пс.5:7): то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами?

 

4. Видал я людей, которые величались ложью и празднословием, и остротами своими, возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа.

 

5. Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы; тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: «не опечаливай», внушают они нам, «повествователя»; или «не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие». Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и последнем суде; ибо лучше тебе окропиться, в сем случае, малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы.

 

6. Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва.

 

7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, – свою совесть.

 

8. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности.

 

9. Один лжет ради увеселения, другой – ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло.

 

10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет.

 

11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью.

 

12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее.

 

13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства.

 

14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может.

 

Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.

 


Всего просмотров: 218

Оставлено комментариев: 0

Понравилось: 1

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.



Последнии публикации

Автор: Лариса Бравицкая
27 мая 2020 г.

Какими мы придем в храмы, которые откроются со дня на день

Открыли Киево-Печерскую Лавру. Стало быть, не за горами, когда откроют и наши монастыри и церкви. И мы устремимся в наши храмы, бегом, с радостью. Или не устремимся?

На эти рассуждения меня нато...

Автор: Александр Шумский
18 мая 2020 г.

Сон Кости Петрова

Мы републикуем часть эссе-антиутопии священника Александра Шумского, написанного им в 2010 году и ставшего весьма актуальной сегодня в связи с введением тотального контроля над людьми.

 

...

Автор: Редакция
15 мая 2020 г.

2:0 в пользу Лукашенко?..

Этой весной Президент Белоруссии А.Г.Лукашенко совершил два весьма заметных поступка: не закрыл храмы на Пасху и провел Парад Победы в Минске 9 мая.

По поводу мотивов этих поступков существ...

Автор: Редакция
14 мая 2020 г.

Обращение Священного Кинота святой горы Афон

СВЯЩЕННЫЙ КИНОТ
СВЯТОЙ ГОРЫ
АФОН

№ протокола: Ф.2/43β/906

КАРЕЯ, 29.04-12.5.2020 г.


В связи с пандемией коронавируса Священный Кинот Святой Горы Афон, разделяя духовную жажду всех...

Автор: Редакция
14 мая 2020 г.

Что бьет по единству РПЦ и УПЦ?

Пасха 2020 года наверняка запомнится всем, при чем не только прихожанам, но и людям, от религии далеким. В этом году Светлое Христово Воскресение сопровождали страсти поистине библейские. Эпидемия ...

закрыть
закрыть