
Совсем недавно мы комментировали выморочное «вероучение русской мечты», представляющее собою гремучую смесь всевозможных ересей и политических утопий. Породил ее Александр Андреевич Проханов – разумеется, в напряженных творческих муках. Как нам известно, у него теперь серьезные проблемы со здоровьем. Желая Александру Андреевичу скорейшего выздоровления, мы все-таки проследим ход дальнейшего развития идей «вероучения русской мечты» его сыном Андреем Фефеловым.
Если сам Александр Андреевич говорит вдохновенно, активно используя средства художественной выразительности, что способствует распространению его влияния на некоторые умы, то Андрей Фефелов всевозможную лирику с прямолинейностью, достойной лучшего применения, конвертирует в идеологические и политические схемы.
Последний номер газеты «Завтра» открывается статьей Фефелова «Суровый монолит и цветущая сложность», снабженной подзаголовком «российский интегральный национализм возможен и необходим».
Итак, первый конкретный плод «вероучения русской мечты» - «российский интегральный национализм». По мнению автора, интегральный национализм отличается от простого, или эгоистического буржуазного, национализма тем, что интегрирует, а не разобщает.
Как-то даже неудобно напоминать столь просвещенному публицисту, что германский нацизм с итальянским фашизмом тоже интегрировали соответствующие нации, и даже не только их, но и всю Европу в приблизительных границах нынешнего Евросоюза.
Ход мысли Андрея Фефелова следующий:
- Драма состоит в том, что самый большой и самый сильный народ в России когда-нибудь откажется быть нейтральным фоном для резвости малых этносов. Русским тоже непременно захочется порезвиться и потребовать, так сказать, свою автономию. Но именно это означает крах нашего государства!
Все это отлично понимает власть. Посему она умело блокирует "русские поправки" и другие самые разнообразные проявления русской самости.
Как так вышло, что державное мышление вошло в противоречие с идеей русскости?
В последней фразе, на наш взгляд, заключается принципиальная ошибка, влекущая за собой все остальные. Потому что русский народ образовался из разноплеменного субстрата именно в качестве державного, имперского. Империя – способ его существования. Отнимите у русских Россию, раздробив ее на отдельные псевдорусские республики, - и вы убьете русский народ.
Настораживает попытка отождествить Фефеловым «проявления русской самости» с «идеей русскости». Самость – синоним слова эгоизм. Может ли самовлюбленный этнос создать империю? Не может! И если самоотверженный некогда народ становится эгоистичным, его государство рушится. Ярчайший тому пример – Византийская империя, которую убил эллинский национализм.
Что понимает Фефелов под «идеей русскости»? Может быть, набор этнографических побрякушек? Тогда ему – прямая дорога на «Незалежную Украину», в последователи Дмитрия Донцова, главного идеолога украинского интегрального национализма. Перед последним стояла задача интегрировать осколки русского народа в украинскую нацию. Фефелов ставит задачу более грандиозную – сплавить все национальности нынешней Российской Федерации (правда, не спросив мнения их представителей) в новую нацию, которая и выступает в его сознании в образе «сурового монолита» - в противовес «цветущей сложности» Константина Леонтьева.
При этом он выдвигает образ для характеристики последнего явления, который никогда сам Леонтьев не использовал – некоего букета с большим цветком посередине. Дело в том, что букет цвести не может. Потому что состоит из мертвых цветов. Он может лишь увядать. Так и бывает, если консервировать этнографические побрякушки (вроде тех же вышиванок), изгнав, вытравив из народов самый дух жизни.
Заметим важную вещь. Приводя термин Константина Леонтьева, Фефелов полемизирует не столько с ним, сколько с В.В. Путиным. Потому что последний цитировал Леонтьева в своей памятной речи на Валдайском форуме в 2013 году. Поскольку с тех пор немало воды утекло, приведем слова Президента:
- Россия - как образно говорил философ Константин Леонтьев, - всегда развивалась как "цветущая сложность", как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России. Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства. Оно всегда стремилось гибко учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий, обеспечивая многообразие в единстве.
В качестве инструмента, который позволяет сплотить различные населяющие Россию народы в одно целое, В.В. Путин предложил патриотизм. Предложил, заметим, не в 2013 году, а значительно раньше. И позднее неоднократно указывал на него как на идейную основу современного государственного строительства. Фефелова патриотизм по каким-то причинам не устраивает. Может быть, потому что общероссийский патриотизм препятствует возникновению революционной ситуации. А вот интегральный национализм будет способствовать. Лично я никакой другой логики здесь не вижу.
Наглость этого публициста выражается в том, что именно Путина он косвенно обвиняет в развязывании смуты через патриотизм и через сохранение России как союза равноправных народов:
- В результате вся наша "цветущая сложность" грозит переродиться в разборку, в свару, в "слепящую тьму" междоусобицы.
Да, так и произойдет, если дать возможность развиваться местным национализмам, забыв об общегосударственном патриотизме. Развивает свою мысль Фефелов следующим образом:
- Вторая концепция менее привлекательна. Она груба и проста. Я бы назвал её словосочетанием "суровый монолит". Она предусматривает полное равноправие всех этнокультурных и политических субъектов в стране и целенаправленное формирование интегрального — не этнического, но гражданского национализма.
Для чего нужно заменять слово «патриотизм» на «интегральный гражданский национализм»? Чтобы унифицировать, нивелировать все народы России? Но тогда это будет уже не Россия, а новые Соединенные Штаты, новый плавильный котел.
Стало быть, далеко не случаен перенос А.А. Прохановым кальки «американская мечта» на русскую почву. Что получится, если замешанная на ересях «русская мечта» соединится с «российским интегральным национализмом»? Получится диверсия против русского национального сознания, в сердце которого – православная вера (отнюдь не «вероучение русской мечты») с одновременной диверсией против всех населяющий Россию народов, которые кто-то начнет по никому непонятным правилам куда-то интегрировать.
Удивляюсь: откуда берутся закидоны – бежать от всем понятных терминов (каков патриотизм) в сторону мало понятных? Может быть, от пресыщения, когда люди вдруг начинают испытывать отвращение к простой и здоровой пище, чтобы вожделеть чего-то необычного?
Прежде, чем хвататься за «интегральный национализм», неплохо было бы ознакомиться хотя бы бегло с учением главного из идеологов нынешних укро-нацистов Дмитрия Донцова (признанного в СССР в качестве военного преступника), который говорил в 20-30-х годах прошлого века, например, следующее:
- Кто представляет себе национальности, как особые species, которые, как это есть и в органическом мире, обречены на вечную конкуренцию между собой, — тот ясно видит, что даже две из них не могут уместиться на одном и том же клочке земли под солнцем, как не могут уместиться на одном квадрате шахматной доски две разноцветные фигуры: слабая (в данный момент) должна уступить, чтобы ее место заняла более сильная.
… те из них, которые испуганно отворачиваются от императивных заветов фашизма в силу своей слепой, некритичной привязанности к наркозу демосоциалистических предрассудков о «мире, согласии, благоденствии» и интернационалах, — те из них никогда не будут иметь действительного мира и свободы. Назначение таких народов — быть навозом для других!
Ну чем, согласитесь, не суровый монолит?
Андрей Фефелов обходит стороной вопрос религиозной интеграции населяющих Россию народов. И Дмитрий Донцов в этом смысле честней. Он предлагает религию интегрального национализма. Может быть, именно к чему-то подобному и должно подвести «вероучение русской мечты»?
Дабы всё вокруг унифицировать, Донцов выдвигал самые что ни на есть радикальные меры, например:
- Существование политических партий будет запрещено законом. Единственной формой политической организации населения Государства будет ОУН (Организация украинских националистов – С.К.) — как основание государственного строя, фактор национального воспитания и организации общественной жизни.
Уродливые плоды пропаганды не фантастического ( как у Фефелова), а реального интегрального национализма у нас на виду. Не желавших интегрироваться по лекалам ОУН крымчан и жителей Донбасса принялись просто истреблять.
Хочется Фефелову и его сторонникам напомнить еще одно важное место из Валдайской (2013 года) речи В.В. Путина:
- …идентификация исключительно через этнос, религию в крупнейшем государстве с полиэтническим составом населения, безусловно, невозможна. Формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастность к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями - необходимое условие сохранения единства страны.
Вместо «цветущей сложности» Фефелов предлагает ощущать себя сверхлюдьми:
Подлинным гимном интегрального советского национализма стала знаменитая "Песня о родине" (1936 год). В ней есть такие строки:
"И никто на свете не умеет
Лучше нас смеяться и любить"
Речь шла не о русских, не о татарах, не об узбеках и не о евреях. "Мы" — это советские сверхлюди, способные построить самое справедливое, самое передовое, самое лучшее общество на планете.
Может ли Фефелов ответить на вопрос: кто из выдающихся деятелей Руси, начиная, скажем, с IX века, объявлял себя сверхчеловеком? Не было ли, напротив, всегда живо в русском народе чувство, выражаемое словами псалма: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113)? Потому что кроткие наследуют землю, а гордым Бог противится.
Нужны ли русскому народу вожди с идеологами, погрязшие в гордыне? Не завлекут ли эти жалкие слепцы в пропасть? Пусть испробуют свой интегральный национализм для начала на примере какого-нибудь села со смешанным национальным и религиозным населением. Если преуспеют, тогда можно будет о чем-то говорить. А если нет – извините, подвиньтесь.
P.S. После прочтения публикаций, подобных рассматриваемой статье Андрея Фефелова, сердце наполняется грустью. Почему объявляющая себя патриотически мыслящей общественность, оторвавшись от родных, питающих благодатью, корней, самозабвенно ползает по всемирным свалкам рецептов переустройства общества? Кто-нибудь из них найдет осколок цветного стекла и громко кричит «Эврика!», носится с этой никому не нужной стекляшкой, выдавая за не имеющий цены брильянт. Адепты дружно поздравляют своего вождя и начинают кружиться вместе с ним в каком-то безумном танце.
Тот же Фефелов не так давно предлагал форму самоорганизации общества в виде партизанских отрядов. Побегал он с этой стекляшкой – бросил. Теперь ее вдруг нашел Захар Прилепин и закричал: «Эврика! Нужно немедленно создать народное ополчение!» Наверное, тоже скоро бросит. Одно время Фефелов призывал создать в России плавающий политический центр: сегодня, например, столица – в Москве, через год – в Петербурге, через два – во Владивостоке и т.д. Теперь вот подвернулся ему под руку интегральный национализм. Завтра будет что-то еще, не берусь даже загадывать хотя бы приблизительно, что именно. Потому как даже подобия логики искать в этих диких плясках на необъятных просторах всемирных свалок идей бесполезно.
Так что печально видеть, как энергия людей уходит в лучшем случае в песок, в худшем – начинается идейное поветрие – такая зараза, которую никакие антибиотики, никакие вакцины, увы, не берут.
Священник Сергий Карамышев
Всего просмотров: 3468
Оставлено комментариев: 1
Не понравилось: 1
Понравилось: 4
Оставил комментарий: Елена
8 марта 2020 г. 23:39
Сочувствую о.Сергию, сколько надо сил приложить, чтобы одолеть это заковыристое мыслеблудие. Донцов был прям, как грабля, и излагал свое видение нац.вопроса ясно и логически последовательно, а эти деятели пишут витиевато и напускают туман. У них и цель другая - запутать не очень грамотного русского патриота, обиженного жизнью, в том, откуда же произошли все его беды и каков выход. Если бы Проханов и Фефелов выступали только от своего лица или от узкого круга их единомышленников – не стоило бы обращать на них много внимания, есть и более отмороженные «патриоты». Но Проханов выступает идеологом ВРНС, солидной организации, в которой председателем является Патриарх. Вместо того, чтобы поднимать реально существующие вопросы и предлагать способы их решения - о защите русского языка, о демографии, о защите православной молодежи от пропаганды разврата, о защите соотечественников за рубежом, о защите национальной русской культуры от «актуального искусства», о русском образовании и др. - организация мечтает о «русской мечте». Спаси Господи, батюшка, что поднимаете эту тему, может быть, у членов ВРНС наступит прозрение об истинном лице «русских мечтателей».