Роль религиозно-нравственных ценностей в развитии личности на примере российских слепоглухих


Автор: историк Сергей Югов

photo

От редакции

 

Мы начинаем публикацию научно-популярной статьи нашего автора Сергея Югова

 

Предисловие автора

 

 Вышло так, что история воспитания первых слепоглухих, получивших образование и основательную реабилитацию, обрела летописцев в лице всемирно известных писателей.

 

Об американках Лоре Бриджмен и Елене Келлер писали, соответственно, Чарльз Диккенс и Марк Твен, а о русской слепоглухой Ольге Скороходовой – Максим Горький. Марк Твен даже утверждал, что знал два чуда XIX века – Наполеона и слепоглухую Елену Келлер.

 

И в дальнейшем занимала эта проблема  многих  самых  разных людей –  педагогов, медиков, психологов и других  специалистов, священников, журналистов, писателей, а в определенные  периоды - широкую общественность.

 

В чём же причина подобного интереса? Можно называть многие факторы,  этому способствовавшие, но, думается, самое главное – это вопрос о человеческих возможностях. Ведь реальные успехи людей с тяжёлыми ограничениями здоровья -  пример для людей практически здоровых. И именно в этом смысле философ Дени Дидро  написал своё «Письмо о слепых в назидание зрячим».

 

Давно известно:  помощь инвалидам – дело похвальное и праведное. Сейчас оно стало ещё и престижным у нас и за рубежом. Но реализация человеческих возможностей в жизни инвалидов полезна и поучительна для обычных людей. Знаменитый Алексей Маресьев клинически был тяжёлым инвалидом, а функционально – здоровее многих здоровых, ведь далеко не каждый здоровый может стать военным лётчиком. 

 

Вообще же важно вот что: помогая инвалидам, мы помогаем и самими себе.

 

I

 

При всей специфике слепоглухоты, нас интересуют прежде всего закономерности личностного развития, общие для всех людей.

 

Главное здесь состоит в том, что, как констатировал еще  Аристотель, человек есть существо социальное. Люди не существуют вне социума (даже Робинзон Крузо прежде, чем попасть на необитаемый остров, сформировался в определенных социальных условиях,   а в своей изолированной жизни оставался  частью своего общества и   применял полученные в нем навыки, пытался привить  аборигену Пятнице свои социальные ценности и т.д.). В свою очередь, и общество есть  нечто не абстрактное, а  исторически конкретное  («Человечество – это народы», по словам  этнолога   акад. Ю. Бромлея); реальной формой существования общества всегда является конкретный этнос (группа этносов) и создаваемая ими культура,  и при этом ни одна культура  не мыслима без жизни в определенных природных условиях и без использования  этносами  их природного ландшафта (по Л.Н.Гумилеву).

 

Поэтому   личное развитии, личная  судьба каждого из  людей, имея собственное автономное значение,  тем не менее, неизбежно определяется указанными факторами.

 

А поскольку общество всегда исторически конкретно, то и полноценная реабилитация инвалидов реально  может осуществляться  только в конкретных природных и этнокультурных условиях, на основе ценностей, присущих  тем или иным этносам и культурам.

 

По нашему убеждению, оптимально учитывает эти факторы этнофункциональный подход в психологии и психотерапии.

 

Этот важный вопрос разработан в рамках теории этно-функциональной  психологии  проф. А.В. Сухарева. Суть этно-функционального подхода  в психологии   который является, в свою очередь, творческим развитием научных положений культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, этно-географической  концепции Л.Н. Гумилева и аналитической психологии К. Г. Юнга - состоит в том, что в теоретическом обобщении элементы психики рассматриваются с точки зрения их этнической функции. (См.: Сухарев А.В. Психологический  этно-функциональный подход к психической адаптации человека. Автореферат диссертации на соискание  ученой степени доктора исторических наук. М. 1998, сс. 4-5; Его же, 20)

 

Психика человека определяется  взаимодействием  этнических факторов, природных и культурных, которые присущи как его родному этносу и культуре, так и другим этносам и культурам. Первые факторы именуются этно-интегрирующими, вторые – этно дифференцирующими. Для нормального развития  человеческой психики важно, чтобы  в раннем детстве она формировалась под влиянием преимущественно факторов, присущих его родной природе и культуре, а усвоение и воздействие этно-дифференцирующих  факторов начиналось в более позднем возрасте и на  базе уже созданных основ  личности.

 

В личностном развитии  слепоглухие и зрячеслышащие проходит определенные этапы, тесно связанные с их родной природой и духовной культурой: природный, фольклорно-мифологический, религиозно-этический, а  затем – научно-познавательный, причем, первые два этапа являются  приуготовительными  к третьему, научно-познавательный же этап является благотворным для личности при условии, что он основан на принципах,  сформировавшихся  на первых трех этапах, а не является самодовлеющим.

 

Это относится  ко всем людям, как  к инвалидам, так и к неинвалидам,   В этом аспекте мы и рассматриваем  личностное развитие слепоглухих. Здесь нас интересует, прежде всего, религиозно-нравственная его составляющая.

 

Сергей Югов

 

 


Всего просмотров: 639

Оставлено комментариев: 0

Понравилось: 1

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.



Последнии публикации

Автор: Редакция
21 сентября 2020 г.

Окажите помощь семье погибшего о.Александра Шумского!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Просим Вас оказать посильную помощь семье о.Александра.

Сделать пожертвование и оказать помощь семье отца Александра можно, перечислив любую сумму на карту Сбер...

Автор: Редакция
16 сентября 2020 г.

Печальная новость

Сегодня, 16.09.20, трагически погиб о.Александр Шумский.

Просим всех молиться об упокоении новопреставленного иерея Александра.

Редакция.

Сделать пожертвование и оказать помощь семье отца ...

Автор: Александр Шумский
18 августа 2020 г.

Не превратится ли «ковидизм» в новую российскую идеологию?

     Россия – страна идеократическая. Она не может жить и развиваться без идеологии. Это Швейцарии с Голландией идеология не нужна, а нам без неё – никак. В пору Московск...

Автор: Редакция
16 августа 2020 г.

Цитаты из выступления Лукашенко на митинге в его поддержку

Сегодня в Минске прошёл митинг в поддержку Александра Лукашенко. Публикуем некоторые цитаты из его выступления:

 

"Спасибо вам, минчане, что вы четверть века терпите меня, человека,...

Автор: Редакция
15 августа 2020 г.

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПРЕСС-СЛУЖБЫ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Распространяемые некоторыми СМИ и недобросовестными блогерами слухи о том, что митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, отозвал свое поздравление Александру Григорьев...

закрыть
закрыть