Роль религиозно-нравственных ценностей в развитии личности на примере российских слепоглухих


Автор: историк Сергей Югов

photo

От редакции

 

Мы начинаем публикацию научно-популярной статьи нашего автора Сергея Югова

 

Предисловие автора

 

 Вышло так, что история воспитания первых слепоглухих, получивших образование и основательную реабилитацию, обрела летописцев в лице всемирно известных писателей.

 

Об американках Лоре Бриджмен и Елене Келлер писали, соответственно, Чарльз Диккенс и Марк Твен, а о русской слепоглухой Ольге Скороходовой – Максим Горький. Марк Твен даже утверждал, что знал два чуда XIX века – Наполеона и слепоглухую Елену Келлер.

 

И в дальнейшем занимала эта проблема  многих  самых  разных людей –  педагогов, медиков, психологов и других  специалистов, священников, журналистов, писателей, а в определенные  периоды - широкую общественность.

 

В чём же причина подобного интереса? Можно называть многие факторы,  этому способствовавшие, но, думается, самое главное – это вопрос о человеческих возможностях. Ведь реальные успехи людей с тяжёлыми ограничениями здоровья -  пример для людей практически здоровых. И именно в этом смысле философ Дени Дидро  написал своё «Письмо о слепых в назидание зрячим».

 

Давно известно:  помощь инвалидам – дело похвальное и праведное. Сейчас оно стало ещё и престижным у нас и за рубежом. Но реализация человеческих возможностей в жизни инвалидов полезна и поучительна для обычных людей. Знаменитый Алексей Маресьев клинически был тяжёлым инвалидом, а функционально – здоровее многих здоровых, ведь далеко не каждый здоровый может стать военным лётчиком. 

 

Вообще же важно вот что: помогая инвалидам, мы помогаем и самими себе.

 

I

 

При всей специфике слепоглухоты, нас интересуют прежде всего закономерности личностного развития, общие для всех людей.

 

Главное здесь состоит в том, что, как констатировал еще  Аристотель, человек есть существо социальное. Люди не существуют вне социума (даже Робинзон Крузо прежде, чем попасть на необитаемый остров, сформировался в определенных социальных условиях,   а в своей изолированной жизни оставался  частью своего общества и   применял полученные в нем навыки, пытался привить  аборигену Пятнице свои социальные ценности и т.д.). В свою очередь, и общество есть  нечто не абстрактное, а  исторически конкретное  («Человечество – это народы», по словам  этнолога   акад. Ю. Бромлея); реальной формой существования общества всегда является конкретный этнос (группа этносов) и создаваемая ими культура,  и при этом ни одна культура  не мыслима без жизни в определенных природных условиях и без использования  этносами  их природного ландшафта (по Л.Н.Гумилеву).

 

Поэтому   личное развитии, личная  судьба каждого из  людей, имея собственное автономное значение,  тем не менее, неизбежно определяется указанными факторами.

 

А поскольку общество всегда исторически конкретно, то и полноценная реабилитация инвалидов реально  может осуществляться  только в конкретных природных и этнокультурных условиях, на основе ценностей, присущих  тем или иным этносам и культурам.

 

По нашему убеждению, оптимально учитывает эти факторы этнофункциональный подход в психологии и психотерапии.

 

Этот важный вопрос разработан в рамках теории этно-функциональной  психологии  проф. А.В. Сухарева. Суть этно-функционального подхода  в психологии   который является, в свою очередь, творческим развитием научных положений культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, этно-географической  концепции Л.Н. Гумилева и аналитической психологии К. Г. Юнга - состоит в том, что в теоретическом обобщении элементы психики рассматриваются с точки зрения их этнической функции. (См.: Сухарев А.В. Психологический  этно-функциональный подход к психической адаптации человека. Автореферат диссертации на соискание  ученой степени доктора исторических наук. М. 1998, сс. 4-5; Его же, 20)

 

Психика человека определяется  взаимодействием  этнических факторов, природных и культурных, которые присущи как его родному этносу и культуре, так и другим этносам и культурам. Первые факторы именуются этно-интегрирующими, вторые – этно дифференцирующими. Для нормального развития  человеческой психики важно, чтобы  в раннем детстве она формировалась под влиянием преимущественно факторов, присущих его родной природе и культуре, а усвоение и воздействие этно-дифференцирующих  факторов начиналось в более позднем возрасте и на  базе уже созданных основ  личности.

 

В личностном развитии  слепоглухие и зрячеслышащие проходит определенные этапы, тесно связанные с их родной природой и духовной культурой: природный, фольклорно-мифологический, религиозно-этический, а  затем – научно-познавательный, причем, первые два этапа являются  приуготовительными  к третьему, научно-познавательный же этап является благотворным для личности при условии, что он основан на принципах,  сформировавшихся  на первых трех этапах, а не является самодовлеющим.

 

Это относится  ко всем людям, как  к инвалидам, так и к неинвалидам,   В этом аспекте мы и рассматриваем  личностное развитие слепоглухих. Здесь нас интересует, прежде всего, религиозно-нравственная его составляющая.

 

Сергей Югов

 

 


Всего просмотров: 353

Оставлено комментариев: 0

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.



Последнии публикации

Автор: Редакция
24 января 2020 г.

В.В. Путин о Польше в 1938-1939 годах

От редакции

 

20 декабря 2019 года в С.-Петербурге прошел неформальный саммит глав стран СНГ. На нем В.В. Путин, по сути, прочел собравшимся лекцию на историческую тему. И совершенно пра...

Автор: Редакция
24 января 2020 г.

Алкид

Басня И.А. Крылова

 

Алкид*, Алкмены* сын,

Столь славный мужеством и силою чудесной,

Однажды проходя меж скал и меж стремнин

Опасною стезёй и тесной,

Увидел на пути свернувши...

Автор: Редакция
24 января 2020 г.

Поляки в ходе восстания 1863 - 1864 годов глазами русских офицеров: оружие, боевой дух, отношение к русским.

От редакции

 

Польская тема, поднятая В.В. Путиным, можно сказать, на высшем уровне в конце прошлого года, не скоро уйдет из повестки дня. Потому что существование наглой и агрессивной П...

Автор: Сергий Карамышев
24 января 2020 г.

Ересь кардинала Маркса

Марксизм возрождается на своей исторической родине, теперь – в недрах Римско-Католической церкви. Его лидером стал кардинал Рейнхард Маркс, архиепископ Мюнхена и Фрайзинга, глава конференции ...

Автор: Редакция
21 января 2020 г.

Пчела и мухи

Басня И.А. Крылова

 

Две Мухи собрались лететь в чужие краи,
И стали подзывать с собой туда Пчелу:
Им насказали Попугаи
О дальних сторонах большую похвалу.

Притом же им самим казал...

закрыть
закрыть