Роль религиозно-нравственных ценностей в развитии личности на примере российских слепоглухих


Автор: историк Сергей Югов

photo

Продолжение

 

III

 

 Сложнее проблема формирования нравственных представлений на  рассматриваемом (религиозно-этическом) этапе развития  в процессе воспитания «четверки» слепоглухих, окончивших МГУ в 1970- е гг. -  Н. Корнеевой (Крылатовой), Ю. Лернера, С. Сироткина, А. Суворова. Процесс их воспитания пришелся в основном  на 1960-е – 1970–е гг., когда советская педагогика уже давно была сложившимся явлением, как  и советская мораль. В 1961 г. в третьей программе правящей партии КПСС были официально сформулированы положения этой морали - т. н. моральный кодекс строителя коммунизма. Там содержатся  и собственно нравственные (конструктивные) нормы, и положения,  связанные с понятиями и реалиями  классовой борьбы, как например, положение о нетерпимости к врагам дела коммунизма, рабочего движения и дела мира.

 

       Что касается до собственно конструктивных нравственных норм, то во многих существенных аспектах  очевидна  их общность с положениями традиционной христианской православной нравственности. Действительно, такие  существенные  положения  советской морали, как «кто не работает – то не ест», «человек человеку – друг, товарищи и брат», «простота и скромность в общественной и личной жизни, нравственная чистота» и др. – либо прямо воспроизводят соответствующие положения Нового завета (как в первом случае), либо воспроизводят их по сути при несколько измененной форме. Общность многих существенных положений  христианской нравственности и нравственности советской недавно признал и нынешний лидер КПРФ Г. Зюганов в  телеинтервью в поддержку Русской Православной Церкви в день Красной Горки (22.04.12).

 

     Речь, понятно, не идет об  отождествлении этих нравственных систем. В философском аспекте  анализ  важных различий в подходе к воспитанию и к реабилитации инвалидов с точки зрения  христианства и с точки зрения марксизма содержится в работе Ю. Пущаева « Философско-психологические аспекты слепоглухоты и «Загорский эксперимент»». На наш взгляд, не все его утверждения  по этому вопросу бесспорны,  однако они интересны и заслуживают внимания.           

 

         Но сейчас нас интересует, скорее, именно практическая общность ряда существенных положений  традиционной,  христианской, и послереволюционной,  советской,  нравственных систем, которые важны на практике для воспитания детей и юношества, следовательно,  в том числе,  – и слепоглухих.

 

          Важно отметить, что строители нового общества в послереволюционную эпоху пришли к указанной  нравственной системе не сразу,  и процесс этот был непростым.

 

          В свое время  основоположники марксизма специально не занимались в своих работах  выработкой новых нравственных норм, наметив лишь некоторые общие характеристики новой морали, как она им виделась. Так, Ф. Энгельс в фундаментальной теоретической работе «Анти- Дюринг» писал, что, по его убеждению, мораль носит исторически обусловленный и социально- классовый характер.  Он указывает в виде примеров на существовавшие (и сегодня существующие) в Европе христианскую мораль (только католическую и протестантскую, только с учетом западноевропейской практики), которую он расценивает как мораль феодальной эпохи,-  на современную ему  светскую буржуазную и на зарождающуюся пролетарскую мораль. Ни одна из этих систем, по Энгельсу, не является «окончательной истиной», но наиболее перспективной и прогрессивной он считает пролетарскую мораль (не давая ей более или менее подробной характеристики). В то же время, автор  отмечает, что  эти виды моральных систем являются этапами «одного и того же исторического процесса», а потому «в них не может не быть много общего».  Подлинно же человеческой моралью, по Энгельсу, является лишь будущая коммунистическая мораль, когда  исчезнут не только «противоположности классов», но даже воспоминания о них в жизни людей. Разумеется, автор  не пытается дать этой морали будущего развернутое определение.

 

         Таким образом, согласно Энгельсу, подлинно человеческая нравственность возможна лишь в весьма и весьма отдаленной перспективе (если  не считать ее просто утопической). Зато реально существующие виды морали, католическая, протестантская и буржуазная (протестантская также практически являлась и является буржуазной, следовательно, имелась в виду чисто светская), а также нарождавшаяся пролетарская, имеют между собой много общего благодаря общей исторической основе.

 

     Тридцать с лишним лет спустя Ленин, ученик и последователь Маркса и Энгельса, вернется к этой теме в речи на  3-м  съезде Комсомола (1920). Он отметил тогда, что разговоры об отсутствии у коммунистов нравственности являются ложью, что таковая нравственность существует, и она  а) не  выводится из положений религии или идеалистической философии и б) основана на интересах классовой борьбы пролетариата за построение коммунизма. Как и его учитель, Ленин не давал более или менее подробной характеристики этой новой нравственности,  однако отмечал, что она  отрицает эксплуатацию и   индивидуализм, и предполагает коллективизм и трудолюбие. Кроме того, в той же речи содержится одно практически важное положение, относящееся не к нравственности как таковой, а к культуре в целом. По существу, автор полемизирует с левыми экстремистами, т.н. пролеткультовцами, считавшими нужным разрушить всю старую культуру и «на пустом месте» создать новую. Автор (не без оснований) утверждает, что это невозможно, а необходимо, по его убеждению,  создавать новую культуру на основе критического усвоения старой, традиционной, выработанной в процессе истории классового общества, подчинив  ее задачам построения коммунистического общества (см. там же, 304-306). Подобный реалистичный практицизм  давал,  в принципе, основания и для аналогичного «переосмысленного»  использования положений традиционной нравственности, тем более, что Энгельс уже указал на известную историческую общность «старой» и  «новой» нравственности, а Ленин считал себя его учеником и последователем. Однако сам Ленин разработкой вопроса о нравственности специально не занимался.

 

     Этим занимались в дальнейшем  советские  философы, идеологи, педагоги, психологи и др.; итогом этой работы и явился «моральный кодекс строителя коммунизма». Чисто теоретически  разработчики  новой морали в основном повторяли положения Энгельса, Ленина и других классиков марксизма об исторически обусловленном  и социально-классовом характере нравственности. Правда, появились и новые мотивы; например, авторы статьи «Нравственность» во 2-м издании БСЭ (1954, т.30) утверждали, что пролетарская мораль является одновременно подлинно человеческой (указ. соч., 206-207), тогда как Энгельс считал, что подлинно человеческая нравственность станет возможной лишь в весьма отдаленной перспективе, когда (и если) будет построено  и станет обычной практикой совершенное коммунистическое общество.  Если же говорить о конкретных характеристиках новой нравственности (статья «Коммунистическая нравственность», там же), то в качестве таковых называются  коллективизм, патриотизм, интернационализм, трудолюбие, уважение к людям и забота о людях, честность, правдивость, скромность, в том числе – честность, правдивость и взаимная забота   и уважение между супругами,  родителями и детьми (там же, 207-208). За исключением упоминаемой в таких публикациях непримиримости к врагам  коммунизма и рабочего движения (а это негативное, а не позитивное положение нравственности), - все эти конкретные принципы мало чем отличаются от принципов традиционной для России нравственности, так или иначе, исторически связанной с Православием. Ольга Ивановна Скороходова пишет в своем основном труде именно о такого рода нравственных принципах – еще по отношению к периоду 1920- х гг.

 

Сергей Югов


Всего просмотров: 75

Оставлено комментариев: 0

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.



Последнии публикации

Автор: Редакция
7 декабря 2019 г.

Св. великомученица Екатерина

     Сегодня, 24 ноября / 7 декабря (по новому стилю) Православная Церковь празднует День памяти святой великомученицы Екатерины (Александрийской), по справедливости названной правос...

Автор: Сергей Югов
5 декабря 2019 г.

Роль религиозно-нравственных ценностей в развитии личности на примере российских слепоглухих

Продолжение

 

      IV         

 

   Основная проблема, очевидно, состояла не в том, что те или...

Автор: Редакция
5 декабря 2019 г.

Американский иерарх Константинопольского патриархата запретил отказывать в причастии инославным

От редакции

 

На днях папа Франциск поздравил Константинопольского патриарха Варфоломея с днем памяти апостола Андрея Первозванного (который в указанном патриархате отмечается по новому ...

Автор: Редакция
4 декабря 2019 г.

4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы

     Сегодня, 21 ноября / 4 декабря, Вселенская Православная Церковь празднует Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – один из великих...

Автор: Фролов Кирилл Александрович
3 декабря 2019 г.

Русский Патриархизм против «кривославия»

Патриарх Кирилл анонсировал Архиерейский Собор и объявил мобилизацию всех верных Русской Церкви.

 

2 февраля 2019 года Патриарх Кирилл обратился к верным православным христианам, и свяще...

закрыть
закрыть