Рождественский вертеп. Древняя традиция, делающая Рождество незабываемым


Автор: Карамышева Анна Сергеевна

photo

От редакции

 

В настоящее время идет Рождественский пост. Его главное назначение – подготовить душу христианина молитвой и постом к принятию благодати, что обильно изливается на верующих во всерадостный праздник Рождества Христова.

 

Вместе с тем, мы стараемся в самый этот день чем-то друг друга порадовать – подарками, радостным настроением, в особенности детей. Об одной из традиций, что связана с продолжением после богослужения праздника для детей – следующая ниже публикация.

 

 

Хочу рассказать об удивительном, ярчайшем явлении славянского фольклора — рождественском вертепе.

 

Сама я узнала о вертепном театре несколько лет назад от моих друзей — молодых актёров театра кукол. Недавно закончившие театральный институт, они живо интересовались традициями народного кукольного театра. С их лёгкой руки сделала свой первый вертеп, и с тех пор это стало моим главным увлечением и источником вдохновения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вертеп — это традиционное кукольное представление, кукольная мистерия, посвященная Рождеству Христову, бытующее в России с XVII века. Представление разыгрывается в специальном ящике — вертепе, изображающем пещеру (от церковно-славянского вертеп), в которой родился Спаситель. Традиционный вертепный ящик состоит из двух (иногда трёх) этажей. Такая конструкция определяется трехчастным строением рождественской драмы и самого мира: рай — земля — ад. В верхнем ярусе помещается изображение Святого Семейства: Богородица, Младенец Христос, в некоторых вариантах — праведный Иосиф, супруг и хранитель Девы Марии. Там разыгрывается сцена поклонения пастухов и волхвов. Ангел возвещает здесь о рождении Спасителя. Это самая красочная, нарядная часть вертепного ящика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй этаж изображает покои царя Ирода.Там разыгрываются полные драматизма сцены с Иродом, воинами и Рахилью, умоляющей пощадить своего ребёнка. Но воины по приказу Ирода убивают его. Там Смерть приходит за царем-злодеем, чёрт выскакивает из люка в полу ящика, чтобы помочь ей забрать злочестивого Ирода в ад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иногда вместо чётрта из отверстия выползает Змий, обозначающий также нечистого духа тьмы.Таким образом, именно во втором ярусе совершается кульминация и развязка вертепного действа. Иногда делается и третий, нижний этаж, изображающий преисподнюю. И что характерно, согласно древней традиции, эти этажи-ярусы изолированы друг от друга. Персонажи вертепа не могут попадать из одного яруса в другой, из горнего мира(мира ангелов и добра) в мир дольний ( мир, где действуют силы ада). Разве только убитый младенец, когда за его душой приходит из верхнего яруса светлый ангел и забирает с собой... Единственным исключением является куколка Пономарь. В начале представления этот персонаж скользит, не спеша, по прорезям в полу обоих этажей ящика и зажигает свечи. Поистине волнующее зрелище! Ведь в этот момент свет в комнате потушен и звучат рождественские песнопения!

 

 

 

 

 

 

 

Вертеп бытовал на огромных пространствах от Польши и Украины до Сибири. Играли его на святках от Рождества до Крещения, а в некоторых местностях до Сретения и даже до Великого поста. «Деревенские дети в бумажных высоких коронах, с погонами на плечах и нарядными посохами в руках — это «персидские цари», пришедшие поклониться Богомладенцу. Украшенный золоченой бумагой и лубочными картинками небольшой фанерный ящик с двускатной крышей, путешествующий вместе со святочными царями, — это рождественский кукольный театр, или вертеп. Ряженые обыкновенно возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо и войдя в сени, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были расположены принять вертеп, колядовщики вносили театр в горницу, ставили его на стол или на два стула и представление начиналось.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети пели тропарь праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш…». Раскрывались расписные створки ящика-театра, раздвигались занавеси, кукла, изображающая ангела, зажигала свечи у крошечной рампы. Церковные канты сменялись назидательными духовными стихами или народными колядками, ритмизованная речь персонажей перетекала то в прозу, то в песню. Перед зрителями проходила история изгнания Адама и Евы из рая, Рождества Спасителя и избиения вифлеемских младенцев, завершающаяся смертью Ирода» (Давидова М.Г. Вертепный театр в русской традиционной культуре).

 

 

 

 

Вертеп — это самобытный народный театр, где действуют свои законы, в нем нет ничего случайного. Форма здесь чрезвычайно значима, она является носителем особого духа. Представление идет при свете свечей в сопровождении живого пения и музыки. В нём особенные куколки, закрепленные на штыре, выходящем снизу, как ручка, проводятся по щелям в полу сцены. каждый персонаж исполняется согласно традиции. Пастухи (их обычно двое, а иногда и трое) изображаются людьми разного возраста — например, юноша и старик. Их может сопровождать барашек, а в руках должны быть посохи.

 

 

Волхвы также изображаются людьми разного возраста, а ещё важнее — разных национальностей. Ведь известно, что пришли они из разных стран. При этом один из них обязательно темнокожий. В руках у них дары, приготовленные для Богомладенца. И ещё одна интересная деталь — часто они выступают как единое целое, как один персонаж и крепятся на одной палочке-потыке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нечистый дух по традиции не страшный, а скорее противный, вызывающий смех, а Смерть безликая, подвижная, способная реально отрубить Ироду голову своей косой...

 

 

Традиционный вертеп предполагает предельную скупость движения персонажей, отсутствие мимики и жеста. Обращаются куклы в зал, а не друг к другу, называя себя: «Я — Ирод-царь!» «Мы — волхвы!». Зритель, таким образом, вовлекается в действие, становится его соучастником. Текст вертепного действа передавался из уст в уста, за века в нем сплавились и языки, и обычаи, и время. Но как дорого целомудрие, с которым наши предки отнеслись к рождественской истории! Никто не вложил слов в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества, собственно вертеп, — лишь знак, картина, икона, которая освящает все действо. Поэтому Святое семейство предпочтительно показывать не в виде кукол, а именно в виде изображения, картинки. И ангелов следует делать особенно благоговейно.

 

 

Прекративший свое существование в России к 20-м годам XX века, вертеп в 1980-х годах был возрождён усилиями энтузиастов. С 1992 года, когда Союз театральных деятелей России начал устраивать в Москве ежегодный фестиваль «Рождественские семейные вечера», в России и странах СНГ стали регулярно проводиться фестивали вертепных театров, объединяющие на одной площадке профессиональных исполнителей и любителей народного театра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сейчас вертепный театр привлекает к себе все больше и больше внимания. Создана гильдия вертепщиков, содействующая распространению вертепных представлений. Вертепы играют на святках при храмах, на рождественских праздниках в школах, в семьях, в детских домах.

 

 

 

 

 

 

Можно только порадоваться такому бережному отношению к добрым традициям наших предков. А ещё лучше — самим принять участие в таком увлекательном деле, как постановка вертепного действа! Как было бы здорово приготовить рождественский спектакль всей семьей и показать в Рождество близким! А потом можно будет каждый год усложнять его, делать всё лучше и лучше. Это может стать замечательной традицией вашего дома!

 

Подготовимся же к Рождеству достойно и заблаговременно!

 

В публикации использованы материалы православных порталов, а также кукольного театра «Бродячий вертеп».

 

Анна Карамышева

 


Всего просмотров: 2396

Оставлено комментариев: 0

Понравилось: 4

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.



Последнии публикации

Автор: Фёдор Александрович Шумский
9 марта 2022 г.

Имперская ось Путина

Сегодня  наши взоры устремлены на события, происходящие на Донбассе и Украине. 

Многие говорят, зачем нам этот Донбасс и эта война?! Нам это не нужно и мы хотим жить в мире. Да, м...

Автор: Редакция
27 февраля 2022 г.

27 февраля - Неделя [воскресенье] о Страшном Суде

На неделю мясопустную, о Страшном суде

27 февраля 2022 года Православная Церковь воспоминает будущий Страшный Суд Божий. Суд называется Страшным из-за неизвестности участи каждого человека. Стра...

Автор: Редакция
26 февраля 2022 г.

26 февраля - Родительская Суббота

26 февраля 2022 года Православная Церковь поминает всех преставившихся к Богу православных христиан. Этот день называется Вселенской Родительской субботой, потому что в первую очередь необходимо по...

Автор: Редакция
24 февраля 2022 г.

Речь Президента России В.В.Путина о начале спецоперации на Украине

Уважаемые граждане России! Дорогие друзья!

Сегодня вновь считаю необходимым вернуться к трагическим событиям, происходящим на Донбассе, и ключевым вопросам обеспечения безопасност...

Автор: Редакция
21 февраля 2022 г.

Речь Президента России В.В.Путина 21 февраля (о признании ДНР и ЛНР)

— Уважаемые граждане России! Дорогие друзья!

Тема моего выступления – события на Украине и то, почему это так важно для нас, для России. Конечно, моё обращение адресов...

закрыть
закрыть