
Давно известно, куда выложена дорога благими намерениями. Однако элементарная народная мудрость, оказывается, бессильна против упрямства, самомнения и коллективного эгоизма. К чему это я, зададите вопрос. Да по поводу нашумевших поправок в Конституцию.
Есть версия, согласно которой все эти слова о Боге, браке между исключительно мужчиной и женщиной, русском государствообразующем народе – некий хитрый маскировочный маневр, призванный отвлечь внимание от тайных пружин последствия распределения властных полномочий. Возможно, и всё же большинство из вышеназванных поправок изложено будто бы специально как-то нарочито провокационно. Будто бы перевелись у нас напрочь квалифицированные стилисты и редакторы. Отсюда и смыслы полезли уж вовсе корявые.
Как не процитировать, допустим, следующий перл:
- Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.
Ну, прямо всё в одной фразе – и единство, и память предков, и идеалы, и вера в Бога, и преемственность развития. В общем, без традиционной народной ёмкости, наполненной всемирно известным русским национальным напитком, крепостью в сорок градусов, не разберешься.
Какие, скажите на милость, тени этих самых забытых предков передали идеалы? Одни, допустим, утверждают, что это не иначе как:
- Боже, Царя храни!
А другие, напротив, уверенно настаивают:
Месть беспощадная всем супостатам,
Всем паразитам трудящихся масс…
И спорят уже не одно десятилетие прямо до хрипоты. А предложенная поправка их не только не объединит, но, напротив, ожесточит, скорее всего, еще больше. Каждый останется при своих идеалах, при поклонении своим богам. Кстати сказать, в предложенной поправке вовсе не уточнено, как поступили мы с переданной нам бывшими поколениями верой в Бога и как поступим в будущем. А ведь это принципиальный вопрос для всякой конституции.
Но всё названное – из области дискуссий идеолого-исторического характера. Словом, некоего отвлеченного теоретизирования. Хотя, допустим, осужденные недавно члены молодежно-террористической «Сети» вроде бы вполне буквально восприняли призыв анархистов вековой давности решать все проблемы с помощью бомб и револьверов. Но, это, дай-то Бог, всё же исключение из правил.
А вот истинная распря на межнациональной почве как возможный сценарий развития событий – фактор совсем уж нежелательный, грозящий многими негативными и даже кровавыми последствиями. И здесь мы плавно переходим к следующей поправке:
- …государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
И вновь имеем дело с корявым накрутом-наворотом, призванным запрятать в центр фразы заветные, якобы, слова о государствообразующем народе. Они-то, эти слова, уже и стали предметом обид и споров. Не далее как сегодня прочел в новостях: Совет всемирного форума татарской молодежи категорически против приведенной выше поправки. А ведь еще и муфтий их был против.
Да бросьте, скажут, обойдется! А коли не обойдется? Многие крикуны-патриоты твердят в запальчивости: русские – это единственный народ на просторах страны, не имеющий своей четко обозначенной государственности. Так пусть, мол, будут эти ласкающие душу слова о нашей государствообразующей роли.
Но если у кого-то такая роль имеется, и она прописана в Основном Законе, то, значит, остальные ее лишены, несмотря на словесный реверанс об их равноправии. Но сие не соответствует той же самой Конституции, где было и остается положение о том, что все абсолютно народы и народности образуют в равной степени нынешнюю Российскую Федерацию. И кроме того, сепаратизм может быть не только окраинным. Помнится, на Первом Съезде народных депутатов СССР в 1989 году писатель Валентин Распутин в запальчивости бросил в зал:
- А, может, и нам, русским, отъединиться?!
Вряд ли он предполагал в тот момент, что слова его окажутся пророческими, и страна наша – Советский Союз – исчезнет, в том числе, благодаря безумной политике тогдашнего руководства России. Сколько миллионов русских оказались чуть ли не правах изгоев в новообразованных государствах.
Так что, - вновь возразят мне, - о русских вообще ни гу-гу? - Почему же? Разве нельзя сказать, что:
- …государственным языком РФ на всей её территории является русский язык, исторически объединяющий все народы, входящие в многонациональный союз равноправных народов РФ.
Ведь, действительно, на каком еще языке поймут друг друга у нас татарин и якут, калмык и карел? Об этом, если помните, еще Пушкин написал в своем незабвенном «Памятнике». И, главное, при такой редакции ни у кого никаких обид вовсе не возникнет.
Но, между тем, иные рьяные патриоты уже поспешили назвать предложенные сейчас поправки в Основной Закон верными шагами по созданию не иначе как «конституции Третьего Рима». Не перевелись у нас любители масштабных прогнозов. Однако, помните, век назад, в конце 1916 года, когда победоносный исход войны для России, казалось, был уже предрешен, в Святейшем Синоде обсуждался вопрос о том, чей будет Константинополь. Со своим проектом решения этого вопроса выступил архиепископ Антоний (Храповицкий). Он считал, что задачей России в этом регионе является не только освобождение Константинополя, но и Гроба Господня, Вифлеема, Дамаска, Бейрута и вообще всех православных епархий.
Россия должна была овладеть широкой лентой земли от Южного Кавказа до Дамаска и Яффы, а также Сирией и Палестиной, открыв для себя берег Средиземного моря и соединив его с Кавказом железными дорогами. Архиепископ Антоний предлагал организовать переселение русских крестьян и ремесленников в Сирию и Палестину, «очищая для них и пустыни, и магометанские поселения, которые, впрочем, и сами начнут быстро пустеть под русским владением»:
- Там будет уже место для чисто русской культуры, для русской речи, для русской торговли и промышленности; в частности, две последние отрасли обильною лавою польются по Волге и Каспию через Кавказ к Средиземному морю и обратно. Пустынная местность вновь процветет как «земля, текущая медом и млеком», а всякий русский христианин сочтет долгом не раз в своей жизни отправиться на поклонение Живоносному Гробу, - даже наши баре и барыни постепенно забудут о Карлсбадах и Парижах и будут знать Иерусалим, Вифлеем, Назарет.
Мечты, мечты… И у нас сегодня есть уже даже основатели «вероучения русской мечты», чьими идеями руководствуется, как век назад Святейший Синод прогнозами архиепископа Антония (Храповицкого), Всемирный Русский Народный Собор.
Но тогда, напомню, не прошло и трех месяцев после мечтаний о близком Третьем Риме, как рухнула монархия и распалась империя. И об участи наши бар и барынь с жестокой прямотой написал поэт:
Впереди година на године.
Каждого трясись, который в каске.
Будешь доить коров в Аргентине.
Будешь мереть по ямам африканским.
Словом, помолчим лучше о Третьем Риме – уж очень на поверку оказывается опасной эта тема. Да и заодно – пока не поздно – надо исправить в проекте поправок к Конституции все несуразности и «скользкие» места, не доводя дело до возможной беды.
Александр Горбатов
Всего просмотров: 3311
Оставлено комментариев: 0
Понравилось: 5