
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, приуроченный к столетию восстановления патриаршества, оставит заметный след в истории XXI века. Данное утверждение имеет весомые основания.
Мы начнем их перечисление не с начала, а с конца, потому что именно к концу работы Собора стала очевидной его значимость для полноты всех поместных Церквей. Особенно если сравнить с прошлогодним Собором на Крите, который был заявлен своими устроителями как Всеправославный и Великий, что уже было нескромно с их стороны.
Решения рассматриваемого Собора касаются только Русской Церкви, однако по факту им внемлет полнота поместных Церквей в лице приехавших в Москву их предстоятелей и представителей.
В заключительный день заседаний прибыли в Зал соборов Храма Христа Спасителя патриархи: Александрийский Феодор, Антиохийский Иоанн, Иерусалимский Феофил, Румынский Даниил, Сербский Ириней; архиепископы Кипрский Хризостом и Албанский Анастасий; митрополиты Варшавский Савва, Чешских земель и Словакии Ростислав, Американский и Канадский Тихон; представители Грузинской и Болгарской Церквей. Таким образом, отсутствовали только представители Константинопольского Патриархата и Элладской Церкви.
Впервые за последние 300 с лишним лет выступил на полноценном церковном Соборе, который составили почти 4 сотни иерархов, глава Российского государства, через пару дней В.В. Путин встретился с представителями Поместных Церквей, выступая, таким образом, как Императоры прежнего времени, покровителем всего Православного мiра.
Крит совершенно померк в лучах Архиерейского Собора в Москве. И это хорошо для Полноты Православия. Во-первых, потому что решения того, прошлогоднего, Собора сразу вызвали критику со стороны ряда Поместных Церквей. Во-вторых, Константинопольскому патриарху Варфоломею уже не так удобно будет выдавать свои собственные мнения за слово всей церковной Полноты на том зыбком основании, что он именуется, согласно многовековой традиции, патриархом Вселенским. Решения Критского Собора даже не разбирались детально по той простой причине, что другие, вынесенные на Собор в Москве, вопросы оказались несоизмеримо важнее. Может быть, они звучат не так громко, как критские, однако востребованы самой жизнью, именно в этом их сила.
Обратимся к принятыми документам. На первом по важности месте следует поставить изменения в Устав Русской Православной Церкви, касающиеся Украинской Церкви Московского Патриархата. С одной стороны, здесь подчеркнут особый ее статус. С другой, из целого ряда определений следует, что любые решения этой части Русской Церкви будут действительными только при условии их одобрения Поместным или Архиерейским Собором всей Русской Церкви, или Патриархом Московским и всея Руси. Имя предстоятеля Русской Церкви должно возноситься в храмах всей Украинской Церкви Московского Патриархата. Далее (в 10-м пункте) сказано: «Решения Поместного и Архиерейского Соборов являются обязательными для Украинской Православной Церкви». Святое миро Украинская Церковь должна получать от Патриарха Московского и всея Руси.
Таким образом, наследие эпохи парада суверенитетов, слава Богу, преодолевается. Призыв Ельцина брать суверенитета столько, сколько получится проглотить, коснулся и церковной сферы. Теперь включились взамен центробежных центростремительные силы.
Что касается письма раскольника и лжепатриарха по фамилии Денисенко с призывом к примирению, создана комиссия по уврачеванию раскола. Следует признать: слишком велика заинтересованность нынешних киевских политиков не в уврачевании, а в усилении раскола, поэтому шансы здесь невелики, однако работать, без сомнения, нужно. А там, как знать, может быть, и в области политики произойдут изменения к лучшему. Были озвучены претензии предстоятеля Украинской Церкви митрополита Онуфрия к нынешнему киевскому режиму – это крайне важно. Ведь если признавать, что на церковных соборах присутствует Святой Дух, действия нынешних властей вынесены на суд Божий.
Собором принято «Положение о монастырях и монашествующих», направленное на упорядочение жизни в монастырях в соответствии со святоотеческими традициями, что может только радовать.
Утвержден документ «О канонических аспектах церковного брака». В нем, по большому счету, нет ничего нового. Однако следует обратить внимание на III пункт, который называется «Браки с инославными христианами». Здесь отмечено: «Древние церковные каноны (Трул. 72, Лаод. 31) ради защиты Церкви от распространения ереси запрещали православным христианам вступать в брак с еретиками».
Далее, вслед за ссылкой на постановления синодального периода, цитируются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей»3. http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384.html
За сим, в отличие от «Основ», излагается процедура: «Благословение епархиального архиерея на вступление в такой брак может быть преподано православной стороне в ответ на письменное прошение, которое должно сопровождаться согласием неправославной стороны на то, чтобы дети были воспитаны в православной вере. Тот же подход применяется в отношении венчания православных христиан со старообрядцами».
Процедура, признаем, не самая простая. И надо полагать, в епархиях будут работать над тем, чтобы прежде венчания убедить неправославного перейти в Православие.
В целом же можно сказать, что Собор прошел в рамках направления консервативного. И это очень правильно. Когда идет полным ходом формирование новых епархий, какие-то кардинальные новшества крайне неуместны. Тон Собору задал Патриарх Кирилл в своем докладе, где говорилось о тайне Церкви, где указывалось на значение Евхаристии как на самое актуальное до Второго пришествия Христова дело, говорилось о принципе соборности Церкви, которая заключается не столько в коллегиальности, сколько в водительстве Духа Святого.
Итак, следует возблагодарить Бога за прошедший юбилейный Архиерейский Собор, который, надеемся, без всяких тиранических поползновений в духе нынешнего Фанара (название квартала в Стамбуле, где располагается резиденция Вселенского патриарха) задаст нужный тон всем Поместным Православным Церквам, разумеется, не без действенной поддержки главы Российского государства.
Всего просмотров: 2195
Оставлено комментариев: 0