
От автора. О религиозном и культурном значении миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия за последние столетия сказано много высоких слов. Мы не станем их повторять. В день их памяти в 2019 году считаю более уместным ответить на попытки исторического ревизионизма со стороны папистов по отношению к нашим просветителям. Замалчивать этих попыток нельзя, потому что в противном случае мы приближаемся к той черте, перейдя которую рискуем утратить свою религиозную, культурную, а стало быть, и национальную, идентичность.
В ходе визита в Болгарию 5-6 мая сего года папа встретился с болгарскими иерархами во главе с патриархом Неофитом. Согласно Vaticannews, он сказал им следующее:
- Наши общие святые Кирилл и Мефодий призывают к смелому благовестию и к братскому единству, и это - «экуменизм миссии», которая особенным образом направлена к молодёжи, соблазняемой обществом потребления. Святые Кирилл и Мефодий, - отметил Епископ Рима, - могут многое рассказать о будущем европейского континента: «В определённом смысле они были сторонниками единой Европы и глубокого мира между всеми жителями континента, заложив основы нового искусства совместной жизни при уважении различий, которые никак не являются препятствием к единству». Мы, наследники веры святых, тоже призваны быть творцами единства, орудиями мира во имя Иисуса.
На фото: Скопье встречает папу Франциска, 7 мая 2019 г.
Что представлял собою в действительности в IX веке «экуменизм миссии» станет понятнее, когда мы приведем в совокупности некоторые общеизвестные исторические факты. Приблизительно с 845 года представители греческого духовенства проповедовали в болгарских землях. Плодом их благовестия стало обращение многих болгар в христианскую веру. В 864 принял крещение с именем Петра болгарский царь Борис.
В эти самые годы святые Кирилл и Мефодий проповедовали в Великоморавском княжестве, насаждая вместе с христианской верой книжное просвещение, передавая славянским народам как бесценный дар лучшие из возможных (ибо работа выполнялась превосходнейшими умами того времени) переводы Священного Писания и богослужебных книг на славянское наречие.
Радовались ли в Риме успехам христианского греческого просвещения в славянских землях? Настолько, что папе Николаю потребовалось немало усилий, дабы побудить германского императора Людовика начать войну против Великоморавского княжества. Он писал императору в том же 864 году: «Просим всемогущего Бога, дабы ангел, помогавший патриарху Иакову, оказал защиту войску короля, чтобы был благоустроен путь его... и чтобы Ростислав во что бы то ни стало принужден был оказать повиновение».
В 866 году папа Николай с целью оставить Болгарию за собой пишет в Константинополь послания отнюдь не в духе евангельской любви. Объявив ранее патриарху Фотию анафему, он теперь шлет угрозы греческому духовенству, императору Михаилу и всем, кто остается верным своему патриарху.
Когда латинские легаты прибыли в Болгарию, они, воспользовавшись переменившимся в их пользу настроением царя Бориса, изгнали отсюда греческое духовенство, а преподанное последним таинство Миропомазания объявили недействительным.
Ответом стало «Окружное послание к патриаршим престолам Востока» патриарха Фотия 866 года. Здесь, среди прочего, сказано:
- Еще двух лет не прошло, как означенный народ (болгарский – С.К.) исповедует православную веру, и вот нечестивые и отвратительные мужи, порождение мрака... набросились на новонасажденный в благочестии и только что благоустроенный народ, подобно молнии, напали, как град или землетрясение, или, лучше сказать, как дикий вепрь на виноград Христов, которые ногами и зубами, т.е. стезями гнусной политики и извращенных догматов, как то допускала их наглость, стали опустошать, злодейски умыслив развратить этот народ и отвлечь его от правых и чистых догматов и непорочной христианской веры...
Проповедуя в Великоморавском княжестве, святые Константин и Мефодий стали встречать все более ожесточенное сопротивление германского духовенства, которое запрещало совершать богослужение на славянском языке. С целью найти себе поддержку в Риме, юрисдикция которого распространялась на Паннонию и близлежащие земли, святые братья отправились в путь. Они несли обретенные ими в Херсонесе Таврическом мощи святого Климента, папы Римского. Поэтому Рим встретил их в 867 году с честью. В это время папский престол занимал Адриан II.
Святой Константин преставился в Риме 14 февраля 869 года, приняв в схиме имя Кирилла, и был погребен в церкви святого Климента. Перед кончиной он убеждал брата не оставлять славянских земель без духовного окормления и мужественно противостоять волкам в овечьих одеждах.
Получив благословение папы Адриана, святой Мефодий прибыл в Паннонию, где был тепло принят славянским князем Коцелом. Последний упросил Мефодия вернуться в Рим, чтобы получить там посвящение во епископа Паннонского. Папа Адриан выполнил просьбу князя, так что Мефодий стал епископом, а его ученики – пресвитерами.
Потрудившись в Паннонии и устроив здесь церковную жизнь, Мефодий поспешил для продолжения своей миссии в Великоморавское княжество. Представители германского духовенства, видя в нем конкурента, увезли святого в Швабию, где он провел два с половиной года в темнице.
Заступивший к тому времени место Адриана папа Иоанн VIII, узнав о насилиях, которые творятся над святым Мефодием и его учениками, стал угрожать поместившим святого в темницу анафемой. Те подчинились, и святой продолжил свои проповеднические труды вплоть до своей мирной кончины, последовавшей 6 апреля 886 года.
Действительно, папы Адриан II с Иоанном VIII покровительствовали миссии святого Мефодия. И делали они это по той простой причине, что хотели видеть единую Европу, и даже не ее одну, под властью именно римских понтификов, а не германских или греческих императоров. Великоморавское княжество выступало тогда политическим противовесом, владетели которого обращались в спорных вопросах к папе. Понтифики действовали здесь согласно старому принципу: разделяй и властвуй!
Поэтому, когда папа Франциск говорит о святых Кирилле и Мефодии, что они могут многое рассказать о будущем европейского континента, возможно, он имеет в виду подчинение Восточной Европы, включая Русскую Православную Церковь, власти понтификов, которые готовы на новом историческом витке выступить арбитрами в разрешении международных, межконфессиональных и межъюрисдикционных споров. И будут при этом громко заявлять, что действуют по заветам равноапостольных Мефодия и Кирилла.
«Будучи греками, они приходили для разрешения спорных вопросов в Рим – какой прекрасный пример для нынешних православных, что так часто ссорятся между собой!» - так мыслят политические деятели современного Ватикана.
Так и папа Франциск, будучи нынче в Софии, заявил:
- ...в наших межконфессиональных отношениях святые Кирилл и Мефодий напоминают, что «известное разнообразие в образе жизни и обычаях отнюдь не противоречит единству Церкви» и что между Востоком и Западом «различные богословские формулировки нередко, скорее, дополняют друг друга, нежели противоречат. Сколь многому мы можем научиться друг у друга!
На фото: папа Франциск в кафедральном соборе св. Александра Невского, София, 5 мая 2019 г.
Лукавые слова! Как могут дополнять, а не противоречить друг другу догматы православные и папские? Например, как может Святой Дух одновременно исходить от Сына и не исходить? Как может папа быть одновременно непогрешим в вопросах вероучения и быть анафематствуемым Востоком за ереси? Как может не противоречить папский догмат о «непорочном зачатии» Пресвятой Девы православному учению о естественном Ее рождении от праведных Иоакима и Анны?
В православных поместных Церквах имеются различные традиции, не нарушающие общего единства веры. Однако следует видеть разницу между догматом, каноном и традицией.
Современным понтификам выгодно все эти понятия перемешать. Выдать причудливую смесь истины и лжи. Представьте, что получится, если к хорошей и здоровой пище примешать ложку-другую помоев. Ничего другого не может получиться от попыток смешать православие с папизмом. И даже когда понтифик предлагает сдобрить предлагаемое им блюдо приправой с фирменной этикеткой «Кирилл и Мефодий», пользы от такого рода похлебки больше не станет. Только святые имена будут использованы для гнусной цели.
Поэтому не будем вставать под знамена папства даже когда под них пытаются впихнуть святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, наших учителей в вере и небесных заступников!
Священник Сергий Карамышев
Всего просмотров: 1931
Оставлено комментариев: 0