Христос воскресе!


Автор: Редакция

photo

Проповедь в день Пасхи святителя Иннокентия Херсонсокго

 

Христос воскресе!

 

То есть, братие, кто воскрес? Тот, в лице Коего на Голгофе попраны были все права невинности и человечества. Который разве тем оскорбил врагов истины, что не сотворил никакого греха, «ниже обретеся лесть во устех его»(Ис. 53:9). Который пришел для спасения самых ожесточенных грешников, возлюбил нас всех любовью вечной, беспримерной и умер за всех нас на кресте.

 

Для чего воскрес? – Дабы засвидетельствовать, что учение, преподанное Им для нашего спасения, совершенно истинно, что жертва, принесенная Им за грехи всего мира, принята, что права на царство вечное, от Него пред смертьюнам уступленные, утверждены, что воля Его, дабы и мы все были там, где теперь Он (Ин. 12:26), и видели славу Его, будет исполнена.

 

Что должно произойти вследствие воскресения нашего Господа? -То, что ни один мертвый не останется во гробе, что для всех нас открыт вход в блаженство вечное.

 

Как же нам после сего не радоваться, не торжествовать и не приветствовать друг друга с сим воскресением? – Мы радуемся и веселимся, когда какой-либо присный или друг наш восстанет с одра тяжкой болезни; а ныне единственный Друг и Спаситель наш, Вождь и Глава, Наставник и Искупитель наш, восстал из гроба! – Мы торжествуем, когда сделаем какое-либо земное приобретение, получим особенное достоинство или почесть; а ныне, в лице воскресшего Спасителя, нам возвращено все, потерянное во Адаме, величие чад Божиих, вручены все права на Царство Небесное! – Мы приветствуем друг друга с окончанием великих опасностей: язвы, плена, осады от врагов, – а ныне мы все освободились адовых, нерешимых уз! – О, воистину «сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он!»(Пс.117:24) Без всякого преувеличения, можно сказать, что слава воскресения Его, Спасителя нашего, более значительна для нас, нежели для Него. Он и без воскресения остался бы возлюбленным Сыном Отца, и наслаждался бы у Него славой, которую имел«прежде мир не бысть» (Ин. 17:5): а из нас многие, без воскресения Его, не знали бы, может быть, наверно даже и того, что Он не был «льстец оный» (Мф. 27:63), за которого хотела выдать Его злоба иудеев. Как же нам после сего не торжествовать и не петь в честь и славу воскресшего Господа?

 

Но чего наипаче, братие, требует от нас сия святая слава? – Господь и до воскресения, в состоянии уничижения Своего, не всякую принимал славу. Так, Он запрещал духам нечистым, когда они хотели пред народом исповедать Его Сыном Божиим (Мк. 1:25); так, Он уклонился от тех, кои, в ревности не по разуму, «хотели... восхитить Его, да сотворят себе Царем" (Ин. 6:15); так, Он не принял даже наименования благого из уст одного книжника, говоря, «что... никтоже благ, токмо един Бог» (Лк. 18:19). Тем паче, братие, по воскресении, седя во славе одесную Отца, Господь и Спаситель наш не всякую приемлет славу. – В чем же, Господи, дерзнем вопросить Тебя, подобно пророку, и мы в чем срящем Тебя, выходящего из гроба? Срящем ли во всесожжениях и жертвах? (Мих. 6:6). Но Ты еще пророку изрек, что хочешь милости, а не жертвы и уведения Божия паче, «нежели всесожжений» (Ос. 6:6). И что значат все наши жертвы после той, которая принесена Тобой за нас на Кресте? – Срящем ли в дарах и приношениях? Но и дары Мироносиц остались без употребления у гроба Твоего; самый сударь Иосифов и смирна и алой Никодимовы оставлены Тобой на земли (Ин. 20:7). – Срящем ли одними поклонениями и лобызаниями? Но повелительное: «не прикасайся мне» (Ин. 20:17), воспятило поклонение самой Магдалины, не растворенное еще духом живой веры в Божество Твое. С чем же, Господи, с чем срящем Тебя? Чем засвидетельствуем свою благодарность и любовь к Тебе? Чем покажем, что мы точно Твои, и Ты наш?

 

«Аще любите Мя, – ответствует нам Сам Господь, – заповеди Моя соблюдите... Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя»(Ин. 14:15,21). Итак, вот, братие, знак истинной благодарности Воскресшему: исполнение заповедей Его! Знак самый верный; ибо все прочие знаки могут быть обманчивы, а сей – никогда. Вот дар любви, благоприятный для Победителя ада и смерти: постоянное творение воли Отца Его, иже на небесех! – Дар не приемлемый токмо, но и требуемый от всех, для принятия коего распростерты и руце Господа на Кресте. Вот истинное прославление имени Распятого Спасителя: хождение по стопам Его в чистоте и правде, – каковым прославлением наиболее может прославиться не токмо Он, но и мы с Ним.

 

В самом деле, братие, если мы в мыслях, чувствах и деяниях своих будем постоянно выражать образ жизни нашего Господа, то сим самым без споров, без труда заградим уста всем врагам Его. Иудей, смотря на нас, скажет тогда: «верно в самом деле восстал Христос из гроба, а не украден учениками, как клевещут предки наши; ибо, смотри, Он жив в христианах! Его дух (и какой Божественный дух!) дышит в их нравах, в поступках, во всей жизни». – «Верно Христос есть Учитель истины, а не пророк наш», скажет, смотря на нас, магометанин: «ибо наш пророк (так величают магометане основателя своего лжеверия) не производит того в своих последователях; у нас нет такой чистоты, мира и любви, такого смирения и самоотвержения. Все это может происходить у христиан токмо от Самого Бога, и, верно, Спаситель их – есть Бог». Сам князь тьмы с клевретами своими испытает новое поражение во славу нашего Спасителя, если мы, дерзая о имени Воскресшего, будем ходить в чистоте и истине, презирая все козни врага, отражая все его искушения, попирая всю злобу и гордыню его. Так, говорю, прославится воскресший Господь нашей благой жизнью, а вместе с Ним прославимся и мы; ибо таковое прославление составит наше спасение. Напротив, братие, если мы будем словами величать Господа, а делами помрачать Его имя и веру в Него, – устами лобызать крест и священный хлеб, а руками совершать дела непотребные; то все наше нынешнее прославление Воскресшего обратится в оскорбление для Него и в посрамление для нас: мы будем подобны воинам Пилатовым, кои на словах говорили: «радуйся, царю Иудейский!» (Мк. 15:18), а на деле ударяли Его в ланиту и били тростью по главе. Да не будет же, братие, сего, да не будет! Аминь.


Всего просмотров: 184

Оставлено комментариев: 0

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.



Последнии публикации

Автор: Сергий Карамышев
13 декабря 2019 г.

В Софии открылась униатская епархия

Можно ли верить иезуитам? – конечно, риторический вопрос. Те, кто вверялись им в прежние времена, обыкновенно потом сильно сожалели, лишь удивляясь великому лукавству этих новых фарисеев.

...

Автор: Редакция
13 декабря 2019 г.

13 декабря - святой апостол Андрей Первозванный

    Святой апостол Андрей был самым первым, кто, увидев Христа и услышав Его призыв – следовать за Ним, без раздумий оставил всё и пошёл за своим Учителем (почему и именуется Первоз...

Автор: Сергей Югов
12 декабря 2019 г.

Автор: Редакция
11 декабря 2019 г.

«СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА» КОНСТАНТИНОПОЛЯ

От редакции

 

Мы представляем вниманию читателей аналитическую статью Алексея Смирнова, в которой подробно излагаются причины агрессивного в отношении других поместных православных Церкв...

Автор: Редакция
11 декабря 2019 г.

Ультралиберализм под видом традиционализма (о «декабрьских тезисах» Александра Щипкова)

В своем радикальном запале, направленном против существования закона о семейно-бытовом насилии в любом виде, зам. главы Всемирного Русского Народного Собора Александр Владимирович Щипков решил пере...

закрыть
закрыть