Литургия на берегу рукотворного моря


Автор: священник Сергий Карамышев

photo

В день Святого Духа на берегу Рыбинского водохранилища была отслужена божественная литургия рядом с затопленной Югской Дорофеевой общежительной пустынью в память явления чудотворной Югской иконы Божией Матери. Празднование было перенесено с 3 (16) июня на 4 (17) из-за совпадения с праздником Святой Троицы. Богослужение возглавил епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин. В ходе службы прозвучала моя проповедь.

 

Один из главных деятелей Второго Вселенского собора, что осудил ересь Македония, отрицавшего Божество Святого Духа, святитель Григорий Богослов следующим образом богомудрствует о третьей ипостаси Божества: «Дух Святый всегда был, есть и будет; не имеет начала и конца; Огнь, происходящий от Огня; Свет и света Податель; Самоблагий и Источник благостыни».

 

В молитве Святому Духу мы говорим: «прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Произнося эти слова, мы исповедуем ту истину, что человек сотворен как храм, как вместилище Божества. Однако вдумаемся, сколь страшно это призывание! Как не скажет всякий вслед за пророком Исаией: «горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа»! (Ис. 6, 5). Если великий пророк от одного вида Господа вострепетал, что будет с нами, когда Огонь, попаляющий всякую неправду, приблизится к нам? Сможет ли Он войти в нас, не разрушив всего нашего существа?

 

Сокрушаясь, однако, о своих грехах, мы должны постоянно приводить на ум образы богоносных людей, в которых Бог Дух Святый обитал как в храмах. Учась у них, мы сможем постепенно приблизиться к Богу, тогда, соответственно, и Он к нам приблизится.

 

Как не вспомнить здесь преподобного Серафима Саровского, учившего, что цель христианской жизни – стяжание Духа Святаго Божия? Уча, он сам исполнял на деле то, что произносили его уста. А Дух Святой свидетельствовал истинность учения, когда сиял сквозь его лик неземным светом.

 

Сегодня, когда мы совершаем празднование чудотворной Югской иконы Божией Матери, уместно вспомнить тех богоносных людей, чьи судьбы были связаны с явлениями благодатной силы Царицы Небесной.

 

 

В 1615 году подвизался в Псково-Печерском монастыре схимонах Дорофей, прозванный впоследствии Югским. Он сподобился получить от Бога дар прозорливости, поэтому многие люди искали встречи с ним. Слух о нем разнесся по всей псковской стороне. То была добрая слава, которой вовсе можно было не стыдиться. Однако старца Дорофея и добрая слава тяготила. Он страдал от нее и просил у Божией Матери избавления от своей печали.

 

Заметим, насколько такое душевное устроение старца несообразно с нынешним веком. Люди чуть не поголовно заняты поиском себе славы, ладно бы еще доброй! Нет, любой – лишь бы где-то прозвучать! Пусть твое имя полощут в грязи – лишь бы было побольше упоминаний в интернете. Тогда ты становишься узнаваемым, только тогда ты будто бы становишься человеком.

 

Старец же Дорофей молился о том, чтобы стать безвестным, и его молитва была услышана. 5 мая на утреннем богослужении он воспринял обращенный к нему голос Царицы Небесной, что повелевала, взяв Ее чудотворный образ Одигитрии, отправляться к себе на родину, где он и обрящет столь желаемый покой.

 

Схимонах Дорофей узнал икону по необыкновенному свету, что исходил от нее. Он пошел к настоятелю игумену Иоакиму и поведал тому все, что с ним произошло. Игумен проявил осторожность, заподозрив, что отец Дорофей впал в прелесть.

 

Так называется болезнь духа, когда человек принимает внушения нечистой силы за действия силы божественной. Если человек укореняется в своих превратных мнениях, спасти его крайне сложно.

 

В настоящее время существуют секты так называемых пятидесятников. Вот классический пример прелести. Эти люди прыгают, пляшут, говорят непонятно что, объявляя всевозможные свои чудачества действием Святого Духа. Наиболее, так сказать, продвинутые из них просто беснуются. Объявляя демоническую силу силой божественной, они тяжко согрешают богохульством.

 

При более тонких проявлениях прелести человек, зная из опыта других, как должен выглядеть и действовать тот, кто стяжал благодать Святого Духа, начинает внешне подражать ему, приучается лгать самому себе и постепенно повреждается умом. О таковых сказано пророком Соломоном: «в лукавую душу не войдет премудрость» (Прем. 1, 4).

 

Старец Дорофей был совсем другим человеком. Поняв, что настоятель ему не верит, он не стал возмущаться и прекословить. Чуждый своеволия, он обратился с молитвой к Царице Небесной. Тогда Та Сама явилась игумену, порицая за неверие словам старца. После того, как Богоматерь привела начальствующего и подчиненного к согласию, игумен Иоаким собрал всю братию, отслужил перед чудотворной иконой молебен и благословил ею отца Дорофея.

 

3 июня 1615 года старец Дорофей дошел до места слияния двух речек, называемых Черной и Белой Югой. После их соединения более полноводная река, называвшаяся просто Югой, впадала в Волгу в семи верстах ниже по ее течению от родины схимонаха - села Нижне-Никульского.

 

Решив передохнуть перед последним отрезком своего пути, старец поставил икону на сучья сосны. Он стал после отдыха молиться перед иконой, а потом хотел взять ее, но не смог – она точно приросла к дереву. Принялся молиться усерднее, и тогда икона, как прежде в монастыре, просияла неземным светом, он же явственно услышал голос Царицы Небесной, Которая повелевала не трогать иконы и оставаться впредь на этом самом месте, потому что оно предназначено для основания монастыря.

 

Тогда старец успокоился, ему полюбилось место, избранное Богоматерью, хотя оно и было заболоченным. Он устроил себе избушку, куда смог уже перенести чудотворную икону, потом, при содействии жителей окрестных сел и деревень, соорудил часовню, где и стала пребывать святыня, от которой происходили многочисленные чудеса.

 

5 июня 1622 года схимонах Дорофей почил от земных трудов. Священнослужители церкви села Нижне-Никульского, опасаясь оставить святыню без попечения, решили перенести ее к себе. Составили Крестный ход, пришли к часовне, отслужили перед иконой молебен и с должной честью понесли ее в свой храм.

 

На утро следующего дня оказалось, что иконы нет в храме. Все были в недоумении. Однако некоторые, помня рассказ старца Дорофея о том, какое чудо произошло от иконы, когда он порывался снять ее с сучьев сосны, побежали в часовню на берег Юги и нашли икону там. Вторично составили Крестный ход, вновь отслужили молебен. Взяли икону и понесли в Нижне-Никульское. Однако на следующее утро прежняя история повторилась. Составили Крестный ход в третий раз, отслужили молебен, но уже не могли взять икону из часовни с ее места – она точно приросла к нему.

 

При виде столь явного для всех чуда, священнослужители Нижне-Никульского сообщили о нем митрополиту Ростовскому Варлааму. Тот, в свою очередь, – Патриарху Филарету и Царю Михаилу. В Москве обрадовались этому проявлению Божия благоволения к разоренному Смутой Отечеству. Царь с Патриархом единодушно решили помочь устроению на Юге обители. Выяснив, кому принадлежат те земли, они предлагали выкупить их. Но владельцы, сами желая послужить Царице Небесной от своих имений, отдали эти земли безвозмездно.

 

В настоящее время трудно представить себе ту степень веры чудесам Божиим, что явили в нашем случае люди, жившие четыре века назад. Трудно представить и ту степень их доверия друг другу.

 

Митрополит Варлаам, получив от священнослужителей Нижне-Никульского сведения о явленном чуде от иконы Богоматери, нисколько не усомнился в нем, не стал посылать какую-нибудь специальную комиссию. Более того, сам послал письма Патриарху и Царю. Те также отнеслись к известиям с полным доверием. Вот таким отношениям нам следует поучиться в наши дни!

 

Каковы же истоки веры чудесам Божиим и взаимного доверия? Наверное, будет правильным определить их как духовное рассуждение. В делах Божиих случайного не бывает. 3 июня 1606 года были торжественно перенесены из Углича в Москву мощи убиенного Царевича Димитрия. Помимо прочего, это должно было развенчать нагромождения лжи, на которых возрастали один лжедмитрий за другим.

 

Русские люди, преодолевшие Смуту, научились быть чуткими к проявлениям лжечудес. Оборотной стороной медали стала чуткость к проявлениям чудес истинных. Поэтому явление в праздник перенесения мощей Царевича Димитрия чуда от Богоматери могло быть воспринято как благоприятное знамение совершенного окончания великой Смуты.

 

 

Итак, люди, преодолевшие Смуту, имели веру и взаимную доверчивость. Угасание же указанных качеств смуту порождает. Приведем пару примеров духовных болезней, что одолевали Россию век назад.

 

Возьмем изверженного из сана священника Георгия Гапона, а также самого отринувшего сан и монашество иеромонаха Илидора Труфанова. Оба пребывали в прелести. Обоих отличали незаурядные актерские способности. Первый призывал к восстанию против законной верховной власти. Второй возомнил себя великой духовной силой. Поначалу он подвизался как яростный контрреволюционер, даже устраивал спектакли, в ходе которых рубил саблей головы у бутафорской «гидры революции», потом же примкнул к революции и даже одно время служил в ЧК. За обоими следовали тысячи и десятки тысяч обольщенных ими людей. Оба повредились умом и оказались повинными в погибели многих душ.

 

Почему мы вспоминаем этих деятелей? Потому что здесь прямо перед нашими глазами – некоторые результаты работы стихии разрушения, частью которой они выступили. Затопленный монастырь, пропавшая святыня (чудотворный образ), затопленное село Нижне-Никльское и прочие следы разрушений.

 

От того, что мы возьмем за образец для подражания, зависит наше будущее. Можно подражать духоносным русским людям, преодолевшим смуту, а можно отступникам, ее породившим. Первый путь – жизнь, второй – смерть.

 

Вместе с тем мы должны понимать, что первым подражать крайне сложно. Как достигнуть их степени веры и взаимного друг другу доверия? Для этого нужно переродиться умом и сердцем.

 

Даже если мы этого не достигнем, их образы будут сиять для нас недосягаемым идеалом и повергать нас в бездну смирения, будут властно звать нас к покаянию. Сказано, что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». И довольно с нас даже того, что будем ощущать собственное окаянство. Это единственно верный путь к Богу. А всякое самолюбование, всякая ложь – путь в противоположном направлении.

 

Дай же нам, Господи, стажать благо, избежать злаго. Аминь.

 

Священник Сергий Карамышев


Всего просмотров: 241

Оставлено комментариев: 0

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.



Последнии публикации

Автор: Редакция
8 декабря 2019 г.

Антиохийский патриарх о недопустимости признания ПЦУ

5 декабря 2019 года в Дамаске, в резиденции Антиохийских Патриархов состоялась встреча представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока игумена Арсения (Со...

Автор: Редакция
8 декабря 2019 г.

Заявление Священного Синода Украинской Православной Церкви от 6 декабря 2019 года

8 декабря во всех храмах Украинской Православной Церкви Московского Патриархата было озвучено заявление Священного Синода. Ниже приводится его текст, размещенный на официальном сайте ОВЦС МП.

&n...

Автор: Редакция
7 декабря 2019 г.

Св. великомученица Екатерина

     Сегодня, 24 ноября / 7 декабря (по новому стилю) Православная Церковь празднует День памяти святой великомученицы Екатерины (Александрийской), по справедливости названной правос...

Автор: Сергей Югов
5 декабря 2019 г.

Роль религиозно-нравственных ценностей в развитии личности на примере российских слепоглухих

Продолжение

 

      IV         

 

   Основная проблема, очевидно, состояла не в том, что те или...

Автор: Редакция
5 декабря 2019 г.

Американский иерарх Константинопольского патриархата запретил отказывать в причастии инославным

От редакции

 

На днях папа Франциск поздравил Константинопольского патриарха Варфоломея с днем памяти апостола Андрея Первозванного (который в указанном патриархате отмечается по новому ...

закрыть
закрыть