
От автора. Этот рассказ я услышал от своего знакомого, в прошлом служившего в органах Федеральной службы безопасности. Во время боевых командировок на Северный Кавказ ему не раз доводилось работать в одной связке со спецподразделениями МВД. Имена, названия населённых пунктов, а также ряд деталей специальной операции изменены.
СЛОЖНЫЙ РАЙОН
– Значит, говоришь, опасность за версту чует?
– Однозначно. Посуди сам: сколько раз на него капканы расставляли, какие только наживки не подбрасывали – ни разу не сунулся!
– А может, капканы с наживками были никудышные?
– Не скажи: каждую операцию добротно планировали, все варианты просчитали…
Вид у моего коллеги невесёлый. Да чему тут радоваться – за три месяца работы результатов практически ноль, не считая пары схронов, обнаруженных с помощью приданных нам военных.
Сюда, в село N в южной части Чечни я прибыл на замену два дня назад. Обстановка тут, мягко говоря, сложная. В окрестных лесах обосновалась банда некоего Анвара по прозвищу Челюсть. Кликуха эта у него еще с зоны, куда в конце восьмидесятых он загремел за серию разбойных нападений и убийство. Освободился в девяносто седьмом и, естественно, рванул на малую родину, под крыло к Масхадову с Басаевым. В те годы сюда много разной уголовщины сбегалось. Сколотил шайку из таких же отморозков и айда беспредельничать. Ловят его уже третий год, с самого начала второй кампании, да только пока безуспешно.
– Ну а агентура чего? – спрашиваю я коллегу.
– Какая тут агентура! – разочарованно машет рукой тот. – На контакт никто не идёт, только на одного Турпала и надежда. Есть тут такой в местной милиции. Наш человек! С первой войны был в оппозиции Дудаеву. Сколько раз по его наводкам мы схроны находили! Он нам даже обещал помочь Султана на чём-нибудь прихватить!
– Какого Султана?
– Который на окраине живёт в старом доме. Ты наверняка его приметил: высокий такой, седой и ходит вечно хмурый.
– Да, видел вроде, – киваю я, вспомнив нелюдимого бирюка с противоположного конца села.
– Заметил, как он на нас смотрит? Головорез натуральный! Мой источник про него обсказал всё от и до: мерзость редкостная, в прошлую войну в отряде самого Хаттаба был… Эх, жаль доказательств у нас никаких, а то бы давно его на нары отправили!
– Да, – вздыхаю я. – Чего-то невесело все: доказательств нет, агентуры тоже, и даже оперативной информации негусто… Кстати, а у «вованов» ты не интересовался? – неожиданно вспомнил я про подразделение внутренних войск, расквартированное по соседству с нами. – Может, у них какая инфа имеется?
– Брось, – скептически усмехается коллега. – Откуда она у них-то может быть? Они же не оперативники.
– А вот это ты зря, брат. Это же не какой-нибудь хозвзвод, а разведка. А там спецы встречаются порой – не чета самым матёрым операм. Ты просто молодой ещё. А мне с вэвэшниками ещё в первую войну приходилось работать…
РАЗГОВОР С ЗЕМЛЯКОМ
После ужина отправился я к командиру разведчиков. И надо так совпасть, что оказались мы с ним земляками. Естественно, тут же нашлась масса общих знакомых. В общем, через полчаса казалось, что знакомы с ним сто лет, просто долго не виделись.
С дел домашних постепенно перешли на здешние. По ходу поинтересовался я по поводу крайних разведвыходов, где они пару бандитских схронов обнаружили. Вот тут-то Иваныч, командир разведчиков и говорит:
– Не знаю, кто вам наколки эти дал, но сдаётся мне, что ваши источники намерено лажу гонят! Да, нашли мы тайник с парой «калашей» и «монками». Только автоматы были без затворных рам с раздолбанными ствольными коробками, из такого даже не застрелишься. А у мин детонаторы никуда не годные. И сам схрон не похож на те, что мы до этого находили. Сдаётся мне, что Челюсть сам эти стволы для отвода глаз нам подкинул.
Я только головой покачал. А командир тем временем продолжает:
– Анвара наобум ловить без толку, надо его через пособников доставать. Он же из этих мест родом, стопудово у него дружки среди местных имеются.
– Однозначно имеются, – соглашаюсь я. – Тот же Султан к примеру.
– Это такой высокий, из крайнего дома? Вряд ли. Они же с Анваром кровники. После того, как этот отморозок со своей бандой брата Султана убили…
– Даже так?
– Да, это в девяносто восьмом было, перед нынешней войной. Анвар тогда под покровом ночи и наведался в один дом, где жили русские. Скорее всего, грабануть их хотел: он этим в основном промышлял. Да только не учёл, что по соседству с ними родня Султана жила. Услышали они шум и бросились на подмогу. В общем, пришлось Челюсти сваливать, но в заварухе его бандюки застрелили брата Султана… Так что не может он быть с Анваром связан. Сам этого отморозка который год ищет, чтобы поквитаться.
– Однако… А чего ж этот твой Султан тогда с нами себя так вызывающе ведёт?
– Есть причина. Года два назад у него семья погибла. Причём не от шальной бомбы или снаряда – ночью неизвестные нагрянули, вынесли всё ценное, а отца с матерью убили.
– А мы здесь при чём?
– Ни причём, я так думаю. Просто накануне здесь спецоперация была: наши «духов» искали. Село заблокировали и проверяли все дома. В том числе и родителей Султана. Документы проверили, хату досмотрели, ничего криминального не нашли, потому извинились перед стариками и ушли. А ночью кто-то в дом проник и… Короче говоря, думают, что во время проверки военные заприметили ценности и под покровом темноты вернулись за ними.
– Вот это да… – я только головой покачал, а Иваныч, чуть помолчав, продолжил:
– Эту версию прокуратура добротно отработала и доказала: наши тут никаким боком. Вот только Султан по-прежнему на военных думает…
НОВЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Вернувшись к себе, я ещё раз сопоставил информацию, полученную от разведчиков с той, что у нас имелась. Заодно запросил копию дела об убийстве родителей Султана.
Через некоторое время удалось добыть и ещё кое-что: русская семья, защищая которую погиб брат Султана, после уехала в Ставрополь. Но главное, что это была за семья! Женщина почти до самой первой войны в здешней школе учительствовала и даже была классным руководителем у нашего фигуранта – Челюсти.
В общем, созвонились мы с начальством в Ханкале и попросили посодействовать разыскать учительницу и побеседовать о её бывшем ученике.
Коллеги в Ставрополе сработали оперативно и даже передали диктофонную запись разговора со старушкой. Память у той оказалась феноменальной: помнила буквально всё и про всех. В том числе и про Анвара. Он ещё в школе редкостным мерзавцем был. За что его постоянно Султан мордовал. Да-да, тот самый, по соседству с которым она жила и чьего брата убили боевики. Короче говоря, из её рассказа выходило, что тот, кого мы по-первости подозревали как пособника «духов» – как раз, наоборот, мужик честный и правильный.
– А говорят, что он в первую войну в банде Хаттаба был, – осторожно интересуется у учительницы оперативник.
– Это Султан-то?! – возмущённо вскидывается та. – Да вы знаете, что в первую войну он наших раненых солдат у себя дома прятал от боевиков? И что отряд самообороны организовал, чтобы ваххабиты в наше село не совались? Он парень всегда был порядочный, не то что Анвар или дружок его, Турпал!
– Это какой Турпал?
– С которым они в одном классе учились, – учительница чуть помедлила, а затем уверенно назвала фамилию. – Он у Анвара, как теперь говорят, шестёркой был!
Мне сначала показалось, что я ослышался. Потом ещё раз прокрутил запись – нет, всё верно. Вот, оказывается, каков наш добровольный агент Турпал из здешней милиции!
ОПЕРАТИВНАЯ КОМБИНАЦИЯ
Сведения, что сообщила нам старая учительница, окончательно расставили всё по своим местам. Мы потом не раз скрупулёзно проанализировали всю информацию, которую нам Турпал поставлял и поняли, что это намеренная туфта. Потом ещё кое-что про него выяснили... Поначалу хотели было даже арестовать ренегата, но тут Иваныч интересную идею подал:
– А если этого Турпала использовать втёмную, чтобы Челюсть заманить в ловушку?
– И как же ты собираешься его выманить? – с сомнением интересуюсь я.
– Да есть мысля… Анвар же дико жадный до денег. Помнится, месяца три назад он прознал, что сюда из Грозного пенсии и пособия для местных везут и пытался засаду устроить. Хорошо, мы на обратном пути неожиданно поменяли маршрут. Потом, на дороге сапёры фугас обнаружили, и мы после нашли несколько капитальных «духовских» лёжек. Так что я бы специально нашего коллегу для доверительной беседы вызвал и совета спросил: как выбрать самый безопасный маршрут для транспортировки денег?
С неделю мы с разведчиками скрытно обследовали всю местность близ дороги. Ставили себя на место бандюков, отрабатывали нападение на войсковую колонну. И вычислили-таки одно из неприметных мест, где очень хорошо устроить засаду.
– Вот, смотри, – тычет в карту Иваныч. – На этом повороте целых двести метров не просматривается ни с одной, ни с другой стороны. А кроме того на трассе еще несколько подобных глухих местечек есть…
– Ты предлагаешь выставить вблизи них заслоны, а на первом типа ничего не выставлять? – подхватываю я мысль командира разведчиков.
– Ну да. И засаду спрятать – за холмиком слева, у болота. Я бы на его месте именно этот закуток выбрал. Во-первых, неподалёку от села – Анвар любит свои вылазки в таких местах устраивать. Ведь если рядом с каким-нибудь насёленным пунктом теракт произошёл, то в первую очередь подозрение падёт на его жителей. А стало быть, очень даже вероятно, что после подрыва или обстрела колонны на подъезде к этой деревеньке, на следующий день туда силовики нагрянут. Будут проверять всё, переворачивать вверх дном… Ну а во-вторых, – чуть помолчав, продолжает разведчик, – вблизи того места глубокая балка пролегает. Я бы лучше места для отхода не придумал.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АНВАРА
Спектакль с этим оборотнем в милицейских погонах мы разыграли потрясающе. Иваныч, как и в прошлый раз, взялся совета просить, как безопаснее всего деньги доставить и где для подстраховки расположить заслоны. Турпал обещал подумать, через день высказал свои предположения и показал на карте все уязвимые места. Все, кроме того единственного, на повороте, которое «летучие мыши» Иваныча приметили.
Командир разведчиков и в остальном прав оказался: «душары», получив информацию о деньгах, именно в том месте засаду организовали. И действовали грамотно: на грунтовке три управляемых противотанковых мины поставили, с обеих сторон дороги по два гранатомётных расчёта посадили, трёх пулёметчиков, двоих снайперов… Ох, если бы взаправду наши парни деньги везли, то никакое охранение не помогло бы! Всё просчитали отморозки, кроме того, что на их засаду у нас своя имелась…
Подробности, как эти шакалы в ловушку влетели, расписывать не буду. Скажу только, что разведчики не только заранее каждого боевика на мушку взяли, но и просчитали каким путём они драпать будут. И заминировали пути их отхода. В общем, поучилась вторая операция «Волчья яма». Помнишь, в начале двухтысячного сматывающихся из Грозного боевиков во главе с Басаевым заманили на минное поле? Вот только в отличие от Шамиля, потерявшего там ногу, Анвару повезло куда меньше – умер он от потери крови и множества ранений. Тело его, наспех прикопанное, бойцы Иваныча на следующее утро обнаружили.
Короче говоря, большинство бандюков на том пятачке у поворота смерть свою нашло. Но кое-кого всё-таки удалось живьём взять. Так вот, у одного из них при досмотре, кроме пачки долларов, нашли и женское золотое колечко. Причём до боли знакомое по описанию: два крохотных бриллиантика, а посередине – сапфир, сколотый с нижнего левого края. Точно такое же, какое, в числе других ценностей было похищено из дома родителей Султана. Да-да, того самого, которого мы по первости в связях с боевиками подозревали.
Колечко и вправду то самое оказалось – его сестра Сутлана с ходу опознала. А уж сам он, как увидел его, так сначала чуть дар речи не потерял, а потом бросился ко мне, как одержимый:
– Начальник! Все что хочешь взамен проси, но отдай мне этого шакала, у которого ты материно кольцо нашёл! Или посади меня к нему в камеру под любым предлогом! Хочешь, я тебе прямо тут «чистуху» напишу, что я главный пособник Масхадова?
Кое-как удалось успокоить пышущего праведным гневом горца. Зато тот тип, подельник Челюсти, находившийся аккурат в соседней комнате, не на шутку перетрусил и, на повторном допросе выложил нам всё, что знал. И про то, где могут прятаться уцелевшие во вчерашнем бою «душары», и про базу в лесу, где обитала банда Анвара.
Когда разведчики отыскали её, то много интересного там обнаружили. В том числе и несколько кассет, на которых бандиты свои черные дела запечатлели. Там и подрывы бронетехники были, и расстрел колонны полгода назад, и казнь семьи главы соседнего села… А ещё – видеосъемка расправы над семьёй Султана. Оператор крупным планом заснял, как его старого отца добивает не кто иной, как… Турпал! Да-да, тот самый милиционер, который поначалу вроде как добровольно с нами сотрудничал.
Оборотня этого, само собой, арестовали. Что с ним дальше было – не знаю. Скорее всего получил пожизненное и сгинул где-нибудь в «Черном Дельфине», как Салман Радуев. Султан, насколько я слышал, через какое-то время пошёл служить в республиканский ОМОН.
Павел Николаев
Всего просмотров: 2751
Оставлено комментариев: 0
Понравилось: 1