
Проповедь
С этого дня начинается подготовка к необходимому для всех нас подвигу Великого поста. Почему этот подвиг необходим? Потому что Христос, дабы избавить нас от рабства человеконенавистнику диаволу, облекся в пораженную грехом нашу природу, жил среди таких, каковы мы, грешников, проповедовал слово жизни, чаще встречая в ответ на Свою проповедь ненависть. Наконец, претерпел беззаконное судилище, поругания, бичевание, распятие на кресте, ужасную смерть наравне с преступниками.
А мы, чтобы только помочь нашему Спасителю избавить нас от грехов, неужели не должны потрудиться душой и телом? Да как же Он спасать нас будет, когда мы не выказываем к тому готовности?
Нет! Следует эту готовность выказать: душевным сокрушением, покаянными слезами, коленопреклонениями, ущемлением себя в удовольствиях. Одним словом – нужно всем нам встать на узкий путь подвига.
Основание этого пути – смиренномудрие. Без него все наши попытки приблизиться к Богу тщетны. Потому что Он гордым противится и только смиренным дает благодать.
Сегодня нашему вниманию, нашему рассуждению предложена причта Господня о мытаре и фарисее. Сказано: два человека вошли в церковь помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисеями в годы земной жизни Спасителя, или в переводе на русский язык «чистыми», называли себя ревнители Моисеева закона. Они носили длинные одеяния, к которым прикреплялись ленты с изречениями из Священного Писания. Они были внимательны к своим поступкам и своим речам. Казалось бы: вот люди, облеченные в слово Божие, подвижники благочестия!
Но увы! Если бы не тело, а душа их облеклась в слово Божие, они вспомнили бы немало изречений из Священного Писания, обличающих гордость сердца. Когда она присутствует, то любые другие добродетели утащит за собой в бездну ада.
Какую молитву произносил фарисей, стоя в церкви? Благодарственную! Вообще, это вершина молитвенных призываний. Но разумно ли благодарил Бога этот человек? Он принялся сравнивать собственные добродетели с грехами других людей и возноситься в своих глазах в какой-то горний мир. При этом Самого Бога пытался сделать сообщником своего безумия.
В глазах Божиих его молитва выглядела как жалкое кривляние. Кому он принялся рассказывать о своих добродетелях? Сердцеведцу, который и в святых безгрешных ангелах видит недостатки! Этот человек оказался придавленным своей гордыней, точно каменной плитой. В очах Божиих он был безжизнен, как может быть безжизнен холодный камень.
А вот мытарь, сборщик податей, стыдился поднять свой взор на небо от осознания бездны содеянных им грехов. Он не видел в себе никаких добродетелей, а только зло, которое его придавило и не дает вздохнуть. Но этот человек жаждал освобождения, он призывал милость к себе. Он подобен весеннему ростку, пробивающему толщу земли, взыскующему света, без которого не может жить. Этот росток сначала слаб, но стоит ему вдохнуть света и свежего воздуха, как он исполняется жизни, крепнет, пока не принесет благих плодов своему Создателю.
Поэтому будемте изгонять из себя смрад фарисейской гордыни и подражать мытарю из притчи, полагая основанием своего спасения слова: «Боже, милостив буди мне, грешнику»!
Священник Сергий Карамышев
Всего просмотров: 1568
Оставлено комментариев: 0