Папа Франциск и униаты делают ход конём


Автор: священник Сергий Карамышев

photo

В известной Гаванской декларации, подписанной патриархом Кириллом и папой Франциском 12 февраля 2016 года, а именно, в её 25-м пункте сказано:

 

-  Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования.

 

Кажется, смысл сказанного сводится к неодобрению «униатизма прежних веков», и в то же время звучит призыв к терпимости православных по отношению к греко-католикам. Однако лидер украинских униатов архиепископ Святослав Шевчук не скрывает своих амбиций, желая стать первенствующим иерархом на Украине с титулом патриарха. В начале июля он просил об этом папу Франциска, но последний ответил в том смысле, что подобает не культивировать партикуляризм, но активнее вовлекаться в экуменическую проповедь, направленную, в первую очередь, на православных.

 

Нынче первая половина сентября стала триумфом греко-католиков в Риме. 1-10 сентября здесь проходил синод униатской церкви, который почтил своим присутствием папа. 12 сентября прошла конференция «Экуменическая миссия восточных католических Церквей в Европе сегодня». Она организована Советом епископских конференций Европы и Украинской Греко-католической Церковью.

 

Как сообщает Vaticannews, «с докладами выступили президент европейского епископата кардинал Анджело Баньяско, предстоятель УГКЦ архиепископ Святослав Шевчук, префект Конгрегации Восточных Церквей кардинал Леонардо Сандри, президент Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох и госсекретарь кардинал Пьетро Паролин».

 

Смысл доклада кардинала Коха передается следующим образом:

 

- Председатель Папского совета по содействию христианскому единству подчеркнул, что первостепенная важность, придаваемая именно духовному измерению экуменизма, может привести к неверной идее, будто единство христиан – это лишь духовная и невидимая реальность, однако такое понимание противоречит словам из «священнической молитвы» Иисуса о единстве... Свою речь он завершил акцентом на особой экуменической ответственности восточных католических Церквей.

 

Иными словами, кардиналу Коху одних только взаимных приветствий и экуменических молений папистов с православными уже недостаточно – необходимо продвигаться к некому реальному единству, и поручается данная задача в особенной степени униатам.

 

Согласно с коллегой мыслит госсекретарь Ватикана кардинал Паролин:

- Вопрос восточных католических Церквей – один из упомянутых критических пунктов. Однако эти Церкви обладают ресурсами, которые могут «укрепить и сделать более эффективной экуменическую и дипломатическую деятельность Святейшего Престола». В числе этих ресурсов – географическое положение: особенно это относится к Украине, где Католическая Церковь тем или иным образом вовлечена в то, что происходит с другими Церквами. Второй ресурс – это история восточных католических Церквей, засвидетельствовавших глубокую любовь к Апостольскому Престолу. Третий ресурс – это сама природа восточных католических Церквей, в силу которой они становятся местом встречи с православными Церквами. Восточные католики могут указать собратьям по вере латинского обряда «правильные координаты для плодотворного экуменического диалога».

 

Выступление архиепископа Киевского и Галицкого Святослава Шевчука здесь не приводится. Однако надо полагать, что оно было выжимкой из пространного доклада, произнесенного на синоде. Он полностью опубликован на официальном сайте УГКЦ.

 

 

Папа Франциск и архиепископ Святослав Шевчук

 

В этом докладе Шевчук постарался подвести богословскую базу, чтобы вновь обосновать свои претензии на патриарший титул. Хотя его доводы трудно назвать сильными, однако же они благосклонно в Риме выслушиваются. В этом есть свой смысл, если вспомнить современные украинские реалии. Ничтожный Филарет выдает себя за патриарха, а вот Святослав, за которым стоит куда более серьезное влияние всего Ватикана, пока довольствуется титулом архиепископа. Это должно давать последнему политические очки.

 

Архиепископ Шевчук почитает свою церковь глобальной, в доказательство чего говорит:

- Я вспоминаю слова покойного владыки Мирослава Марусина, который любил говорить, что над головой украинского священника, стоящего перед престолом Бога, никогда не заходит солнце. Но только ли география наших поселений, каждый раз новых, делает нашу Церковь глобальной?

 

Нет – говорит Шевчук. Некие внутренние качества, сочетающие дух соборности и единоначалия, причем:

- Такая глобальность не отождествляется с вселенскостью (католичеством) Церкви, но и ей не противоречит. Наоборот, она её блестящее свидетельство – свидетельство единства в разнообразии Вселенской Церкви, её богатства и полноты (с греческого το πληρωμα της εκκησιας), служителем которой является преемник ап. Петра.

 

Вот как видит будущего патриарха УГКЦ Шевчук:

-  Глава и Отец нашей поместной Церкви является знаком и служителем её глобального единства, сопричастия и развития. Это мы особенно ярко видим на примере служения праведного митрополита Андрея Шептицкого и патриарха Иосифа Слипого. Глава Церкви возглавляет Синод Епископов и без него нет Синода как такового. Именно он созывает Синоды и Патриаршие Соборы. Он бодрствует над развитием каждой епархии и служит для обеспечения её потребностей. Он провозглашает синодальные решения и церковные законы, которые потом обретают каноническую силу. Он гарант полного и видимого сопричастия нашей Церкви с преемником ап. Петра и имеет право и обязанность говорить от имени всей её полноты.

 

Дабы ни у кого не оставалось сомнений относительно серьезности восприятия в Ватикане современной миссии УГКЦ, 14 сентября папа  принял на аудиенции восточных католических епископов, принимавших участие в конференции.

 

При этом папа подчеркнул, что она стала выражением «обрядового богатства Католической Церкви на нашем континенте, которое не ограничивается одной лишь латинской традицией».

 

В заключение папа Франциск сказал:

- Жить в полноте согласно вашим церковным традициям… означает для вас черпать из тех же источников духовности, литургии и богословия, из каких черпают православные Церкви. Как прекрасно вместе быть свидетелями столь великого сокровища! Также в академической среде можно было бы продвигать совместные образовательные программы и культурный обмен, вовлекая прежде всего молодых священников, чтобы у них сформировался открытый менталитет. Прежде всего и во всем давайте жить любовью ко всем. Она не знает канонических территорий и юрисдикций. Мне больно, когда я вижу, что даже католики борются за юрисдикции.

 

Последние слова являются, пожалуй, ключевыми. Здесь под предлогом любви звучит призыв игнорировать канонические территории с юрисдикциями. В этом, по большому счету, нет ничего нового. Более тысячи лет римские первосвященники то и дело говорят о любви и отеческих чувствах к православным, которые не могут сдерживать. Обозначенные «светлые» чувства в прежние времена подкреплялись грубой силой оружия, а теперь действует мягкая сила экуменизма. Цель однако всё та же – души православных христиан.

 

Так что папа с униатами сделали ход конём – под видом отступления и уступки перешли в действительное нападение. В то же время обвинять папу Франциска в несоблюдение сказанного в Гаванской декларации – дело пустое. Ведь декларация, в отличие от договора, где четко прописаны взаимные обязанности договаривающихся сторон, - всего лишь заявление о намерениях, и ни к чему не обязывает.

 

 

Папа Франциск и патриарх Варфоломей

 

P.S. Под занавес, как говорится, униатского торжества в Риме 14 сентября было опубликовано интервью, взятое главным редактором Vaticannews Андреа Торниелли у Константинопольского патриарха Варфоломея. В связи с передачей папой последнему части мощей апостола Петра 29 июня сего года, патриарх заявил:

 

- Как наши апостолы были братьями по плоти, так и наши Церкви – Римская и Константинопольская – являются сёстрами… Этот подарок от нашего брата Папы Римского Франциска – новая веха на пути к сближению, важнейший шаг в диалоге милосердной любви, начатом более пятидесяти лет назад нашими предшественниками. Этот диалог сегодня проходит под благословением святого апостола Петра.

 

Священник Сергий Карамышев

 

 


Всего просмотров: 139

Оставлено комментариев: 0

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.



Последнии публикации

Автор: Редакция
19 октября 2019 г.

19 октября – Арапетская (Аравийская) икона Пресвятой Богородицы

     Арапетская (или Аравийская) икона Пресвятой Богородицы – одна из раннехристианских икон, которая известна лишь по наименованию, так как сведений о месте и времени, когда о...

Автор: Фролов Кирилл Александрович
18 октября 2019 г.

Секулярное мышление как основа наших поражений

Русский посол в Афинах должен  проводить с Пирейским митрополитом Серафимом  больше времени, чем «байданутый» Пайетт- с архиепископом Иеронимом.

 

17 октября Русски...

Автор: Редакция
18 октября 2019 г.

18 октября – Собор Московских святителей

     Традиция соборного чествования памяти свв. угодников Божиих возникла в богослужебной практике Православной Церкви с конца XI столетия, со времени, когда в Константинополе шли жа...

Автор: Редакция
17 октября 2019 г.

Отец

Стихотворение Александра Сорокина-Ильинского

 

 

 

 

Придя как слух о без вести пропавшем,
он не скрывал осанки фронтовой
и не искал опоры в мире нашем,
и был ...

Автор: Редакция
17 октября 2019 г.

17 октября – Обретение мощей святителей Гурия и Варсонофия. Собор Казанский святых

Святитель Гурий, первый архиепископ Казанский

Будущий свт. Гурий (мирское имя – Григорий) происхождением своим был из г. Радонежа, из бедной дворянской семьи, воспитавшей сына в христианск...

закрыть
закрыть