
На предстоящей седмице Великого поста, когда совершается память преподобной Марии Египетской, когда на утреннем богослужении в четверг вычитывается весь великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, кто-то из православных уже участвует аж в «Шестом московском межконфессиональном Пасхальном марафоне».
Кто-нибудь из несведущих читателей, возможно, задастся вопросом: что за межконфессиональный марафон? В беге будут что ли состязаться на улицах Москвы командами, составленными по конфессиональному признаку? Так ведь могли бы и до Пасхи подождать, раз уж марафон пасхальный.
Всё, увы, намного печальней. Потому что речь идет не о беге и потому что у истоков московских межконфессиональных Пасхальных марафонов стоит структура под названием «МЕОД». Ничего общего с мёдом здесь нет. МЕОД расшифровывается как «Московский еврейский общинный дом». Марафон открылся 28 марта в мемориальной синагоге Российского еврейского конгресса на Поклонной горе.
В его рамках на 5-й седмице поста будет проводиться фестиваль межконфессионального кино «Шаг навстречу». Вот его афиша.
Не считаем нужным ничего здесь комментировать. Следует обратить внимание на структуры, заявленные в качестве организаторов мероприятия. «Московский межконфессиональный Пасхальный марафон проходит при поддержке Правительства Москвы, Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, представителей основных христианских конфессий, Миссионерской службы Московской епархии Русской Православной Церкви, Раввината московской ортодоксальной хоральной синагоги, Духовного Управления Мусульман города Москвы, Армянской Апостольской Церкви, «Российского Еврейского Конгресса», Федеральной еврейской национально-культурной автономии, общественных организаций и благотворительных Фондов».
От имени Миссионерской службы Московской патриархии марафон курирует с 2014 года скандально известный иеромонах Димитрий (Першин).
Читатель вправе задаться вопросом: что значит «шаг навстречу»? Очевидно, предлагается сделать этот шаг представителям разных конфессий, разных культур. Казалось бы, что в этом плохого? Абсолютно ничего, правда, в том лишь случае, когда между шагающими навстречу друг другу нет пропастей, стремнин или скрытых трясин. Если же они существуют, всякие шагания, беганья, марафоны могут повлечь за собой неприятные последствия.
Участники Московского пасхального марафона 2016 года приняли следующую резолюцию. «1. Признать проведение Межконфессионального марафона важным инструментом формирования культуры межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде, способствующего сохранению и развитию лучших традиций взаимодействия культур и укреплению мира.
2. Предложить лидерам религиозных конфессий и национальных общин Москвы направить письменное обращение Министерству культуры РФ с просьбой издать нормативный документ о проведении ежегодного Межконфессионального Пасхального марафона и предоставить организаторам возможность получения средств государственной поддержки, выделяемых в качестве гранта, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп.
3. Разработать круглогодичную просветительскую программу «Межконфессиональный Пасхальный Марафон», а также систему образовательных мероприятий для учреждений и организаций образования и культуры по реализации данной программы.4. Обратиться в Комитет по делам национальностей Государственной Думы РФ с предложением поддержать инициативу проведения Межконфессионального Пасхального марафона и объявить его Всероссийским.
Видать, дело в указанном направлении тогда не пошло. Может быть, некоторые «лидеры религиозных конфессий и национальных общин Москвы» заартачились и не стали выполнять директивы МЕОД. Но вода камень точит. Представим, что будет, если, допустим, с 2020 года вся Россия, все губернские и уездные города будут вовлечены в уже «Всероссийский межконфессиональный Пасхальный марафон»? Логика организаторов проста: раз все молчат, то все согласны. Наверное, пришла пора прекратить молчание, дающее поблажки такого рода нетрадиционным для России мероприятиям.
Почему продвижение подобных инициатив возможно именно в наши дни? Римский папа был неделю назад с официальный «апостольским» визитом в Марокко, где встречался с королем Мухаммедом VI. По возвращении в Рим папа заявил следующее: «Есть много религий, и все они «взирают на небо, взирают на Бога»: это допустил Небесный Отец, и нам не нужно бояться различий, но мы призваны трудиться ради братства, особенно с мусульманами, которые - как и мы - являются детьми Авраама». Этими словами, - комментирует Vaticannews - Святейший Отец пояснил смысл своего апостольского путешествия в Марокко, определив его как «еще один шаг на пути к диалогу и встрече».
Действительно, как всё созвучно, залюбуешься! Возникает, правда, вопрос: почему межконфессиональный марафон проводится в Москве, а не, скажем, в секторе Газы, где межконфессиональный мир куда более востребован? Почему не в Ираке или Сирии? Секрет простой: культурная почва другая. Не нужно забывать, что эта почва возделывалась столетиями кровью, потом и слезами русского народа. Испортить же эту благодатную и неагрессивную почву легко за считанные годы, как показали послереволюционные события столетней давности.
Существуют две крайности: обскурантизм и всеобщее смешение. Первый связан с комплексами и фобиями: с юдофобией, исламофобией, брезгливо-боязливым отношением к новым открытиям в науке и технологиях. Это путь ухода от реальности. Хотя следующие этим путем говорят, что бегут от греха, они в действительности бегут от жизни, ее осуждая, не будучи никем к тому уполномоченными. Грех настигает их изнутри – он находит ключ к их, казалось, плотно замкнутым душам, через гордыню и осуждение других.
Второй путь – безудержное смешение религий, культур, языков. Он осужден Богом. Его вечный памятник – разрушенная Вавилонская башня и множество народов, существующих отдельно друг от друга и благодаря собственной яркой индивидуальности лишь обогащающих друг друга и человечество в целом.
Итак, пусть культуры разных народов мирно сосуществуют, взаимно друг друга уважают. Только не нужно пытаться согнать их представителей в общее стадо. Только не нужно забывать, что сфера межрелигиозных отношений весьма деликатна. И всякого рода кампанейщина может дать на выходе не единство, а взаимное недовольство и раздражение. И пусть организаторы мероприятия друг другу дежурно улыбаются, пусть даже обнимаются и целуются, от всего действа будет нести за версту неискренностью и недосказанностью. Где единство, там единомыслие. Но какое же единомыслие, скажем о Личности Христа у иудея, христианина, мусульманина и буддиста?
Мы должны идти царским путем. Любить, по заповеди Христа и людей, неединомысленных с нами, молиться за них, но не с ними вместе. Общаться, культурно обогащая друг друга, участвовать вместе в фестивалях, только не в межконфессиональных (потому что «конфессия» признак разделения, но не согласия), а в таких, какие могли бы объединять своих участников вполне нейтральными для всех темами без насилия над их совестью.
Редакция
Всего просмотров: 2483
Оставлено комментариев: 1
Оставил комментарий: Николай Каверин
5 апреля 2019 г. 19:32
Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики
http://www.blagogon.ru/digest/625/