Патриархия Шевчуку не светит. Что это означает?


Автор: священник Сергий Карамышев

photo

«Державный путь» отметил громкое заявление, которое сделал в преддверии аудиенции у папы Франциска архиепископ УГКЦ Святослав Шевчук. Первый из озвученных им довод в пользу патриархата – рассеянность украинских греко-католиков по всему миру; второй – греко-католический архиепископ сам освящает миро и рассылает его по всем униатским церквам.

 

После встречи В.В. Путина с папой 4 июля российский Президент рассказал журналистам, что, среди прочих, обсуждались проблемы, связанные с Украиной. Вероятно, громкое заявление Шевчука не прошло мимо внимания Владимира Владимировича, поскольку из истории хорошо известно, к чему обыкновенно приводит усиление униатов – к гонению на Православие. Мы не знаем, обсуждался ли открыто вопрос о статусе УГКЦ на встрече Путина с папой. Иногда достаточно каких-то намеков, чтобы позиция руководителя государства по тому или иному вопросу стала ясной и недвусмысленной.

 

Возможно, мы имеем дело с нередкой в практике иезуитов игрой на повышение. Нельзя исключать, что заявление о статусе патриархата было заранее согласовано с папой. Это давало последнему возможность сделать вид, будто он совершает большую уступку, даже жертву, отвергая притязания униатов ради святой цели - мира с православными.

 

В речи папы, адресованной украинским униатам 5 июля, нет даже намека на обсуждение статуса их деноминации. Франциск I поблагодарил монсеньора Шевчука и других членов делегации за «верность Господу и Преемнику святого Петра». Далее папа обратил особое внимание на принцип соборности – возможно, чтобы этим умерить действительные или мнимые амбиции Шевчука, стремящегося к большей централизации управления. В принципе соборности папа выделил три аспекта: 1) выслушивание мнений иных епископов и священников, 2) ответственность, 3) привлечение к работе в церковных структурах мирян.

 

 

Соборность, - подчеркнул Папа Франциск, - ведёт также к расширению горизонтов, к жизни, обогащённой собственной традицией в лоне Вселенской Церкви: этому также служат добрые отношения с Церквами других католических обрядов, с некатолическими общинами, с другими поместными Церквами, а также с департаментами Римской Курии.

 

Т.е. не нужно, чтобы УГКЦ кого-то юридически поглощала – нужно общение молитвенное, евхаристическое. В условиях современности покорять неверных папе намного эффективнее не наскоком, а тихой сапой. Папство должно через указанное  общение проникать «в некатолические общины», «в другие поместные Церкви» изнутри, через сознание покоряемых.

 

На следующие слова Франциска I следует обратить особое внимание:

 

Единство в Церкви будет тем более плодотворным, чем реальнее будет взаимопонимание и единство между Святейшим Престолом и поместными Церквами. Уточню: чем больше взаимопонимания и единства будет между всеми епископами и епископом Рима. Разумеется, это ‘не должно повлечь за собой уменьшения осознания ими собственной подлинности и самобытности’ (Orientale lumen, 21), а должно формировать её в рамках нашей католической идентичности, то есть вселенской. Будучи вселенской, она находится под угрозой и может быть повреждена привязанностью к различным видам партикуляризма: партикуляризму церковному, партикуляризму националистическому, партикуляризму политическому.

 

Здесь, по сути, дан ответ действительным или мнимым притязаниям Шевчука. Потому что в его устремлениях угадываются все три из перечисленных партикуляризмов. Позиция папы по рассматриваемому вопросу позволяет нам сделать заключение о долгосрочной стратегии папства, достаточно хорошо выраженной в документах II Ватиканского собора, а также в цитируемом здесь послании папы Иоанна Павла II Orientale lumen. Эта стратегия заключается в постепенной нивелировке различий среди любых христианских деноминаций, к их размыванию в какое-то однообразное болото, имеющее одно существенное отличие – «католическую идентичность», над которым бы возвышался лишь один монументальный образ Римского епископа.

 

Поэтому радоваться тому, что патриархия монсеньору Шевчуку не светит, не стоит. Папство готово идти на тактические уступки, чтобы иметь долгосрочный стратегический выигрыш.

 

Священник Сергий Карамышев
 

 

 


Всего просмотров: 512

Оставлено комментариев: 0

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.



Последнии публикации

Автор: Александр Шумский
13 августа 2020 г.

Бесноватый со Среднего Урала и его предтечи

     Столь резкое название моей статьи объясняется одним из последних высказываний бывшего схиигумена, раскольника Сергия Романова. Вот это высказывание: «Изменники Родины, пре...

Автор: Редакция
29 июля 2020 г.

QR-код на лоб?

Как сообщает швейцарское издание 20 Minuten, немецкая сеть фитнес-залов Fit+, имеющая свои филиалы не только в Германии, но и в Австрии и Швейцарии, среди жителей Конфедерации проводит промоакцию &...

Автор: Фёдор Макаров
28 июля 2020 г.

Послание к Виктору Саулкину - 5

Записки православного адвоката

Христос Воскресе!

     Знаешь, Витя, продолжая  тему «Как я докатился до такой жизни», т.е. как ко мне стало приходить понимание...

Автор: Александр Шумский
22 июля 2020 г.

Самозваное «отрепьевское православие»

«Это ожидание чуда — точно в крови у всего русского народа. ... Подите вы к мужику с математикой, с машиной, с политической экономией, с медициной… он не поверит от вас ничему, ч...

Автор: Александр Шумский
9 июля 2020 г.

«Бабий бунт» Маши Шукшиной

     Ещё с советских времён в нашем обществе стала прочно укореняться нехорошая традиция – воспринимать актёров не только как специалистов по изображению кого-то, но и как &laq...

закрыть
закрыть