ПРЕГРАДИВШИЙ ПУТЬ СМЕРТИ


Автор: Константин Алексеев

photo

От редакции

 

Так получилось, что в последние годы средства массовой информации ничтожно мало рассказывают о противостоянии сил правопорядка и террористов на Северном Кавказе. Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабарда – вот далеко не полный список регионов, где полиция, ФСБ, Росгвардия и другие силовые структуры ведут бои, в прямом смысле этого слова, с вооруженными до зубов боевиками из ИГИЛ[i] и других террористических ячеек.

Увы, немногие из подвигов военных и полицейских становятся широко известными. Рассказ об одном из таких героев нашего времени мы предлагаем вниманию читателей.

 

 

За каждым подвигом стоит человек. На первый взгляд, вроде бы обычный, ничем не примечательный. Но часто, когда начинаешь изучать жизнь и личность героя, понимаешь, что именно этому человеку было предначертано свыше совершить этот поступок. Примером тому – ефрейтор Алхан Эльдерханов, спасший, по меньшей мере, тридцать людских жизней ценой своей.

 

 

На фото: Алхан Эльдерханов

 

 МАЛЕНЬКИЙ МИРОТВОРЕЦ

 

– Каким был Алхан? – повторяет мой вопрос мама, Айшат Эльдерханова, бережно перелистывая семейный альбом со старыми, еще черно-белыми фотографиями.

С них глядит пухлощекий годовалый малыш, сидящий на руках у родителей. Взгляд насторожен: кто этот чужой дядька и по какому праву он командует мамой и папой, указывает, как им садиться, как держать подбородки и почему никому нельзя моргать? На другой карточке тому же мальчугану уже лет пять-шесть. И он без опаски, с улыбкой смотрит на фотографа.

 

 

1987 год. С родителями.

 

Следующий снимок любительский. На нем Алхан – уже школьник, стоит в зимнем парке. В руках игрушечный пистолет, поднятый стволом вверх. Ни дать ни взять крутой Уокер или крепкий орешек  Брюс Уиллис.

– Нет, воинственным он никогда не был, – качает головой Айшат Гаджимагометдибировна. – Помню, когда Аташка (так звали Алхана родные и друзья) был совсем маленьким, не любил смотреть по телевизору бокс. Футбол, хоккей, фигурное катание спокойно глядит, даже улыбается. А только боксеры выйдут и начинают молотить друг друга – сразу куксится, губки кривит.  

Алхан и когда подрос, не терпел драк. Нет, он не сторонился их, а наоборот, завидев потасовку между мальчишками, бросался в самую гущу, но не драться, а разнимать. Сам же кулаки в ход пускал редко, в основном защищая других, и то, если не оставалось другого выхода. И все же почти всегда Алхану удавалось предотвратить конфликт в зародыше. Друзья уважительно звали его Аташкой-миротворцем.  

 

 

Алхан в детстве

 

Миротворец на Кавказе – особенное понятие. Издавна примирение враждующих сторон в этих краях доверялось самым авторитетным из старейшин. Родись Алхан в другое время и доживи до старости – скорее всего, стал бы одним из таких

 

«ЧЕМ Я ЛУЧШЕ ДРУГИХ?»

 

– Он всегда в первую очередь думал о других,– продолжает Айшат Гаджимагометдибировна. – Даже маленьким, когда еще в школу не ходил. Бывало, купишь сладостей, оставишь ему, вечером вернешься со службы – а они не тронуты. Спрашиваешь: «Почему ты даже не попробовал свои любимые конфеты?». А он в ответ: «Вы с папой сами-то их ели?».

Если приходил в гости кто-то из друзей, Алхан сразу начинал искать, что бы ему подарить. Однажды родители купили сыну модную заграничную майку. Так Алхан почти сразу же отдал ее другу, родители которого в тяжелые девяностые мыкались без работы и не имели возможности приобрести ребенку дорогую вещь. Безработица в Дагестане в те годы была катастрофичной, и по сравнению с другими семья Алхана – отец, работавший шофером, и мама, служившая старшим фельдшером медсанбата во внутренних войсках, считалась относительно обеспеченной. Но даже этого небольшого достатка мальчик порой стеснялся. «Разве мы лучше других?» – часто спрашивал он.

Зато не стыдился делать любую работу по дому. Когда мама уезжала в командировки и за хозяйку в доме оставалась маленькая Бике, ей во всём помогал старший брат. Он мог приготовить еду, убраться, починить домашнюю технику, в том числе и компьютер. К неполным семнадцати годам он умел и переустановить систему, и записать новую программу. Поэтому, когда пришла пора идти в армию, сослуживцы мамы по махачкалинской оперативной бригаде внутренних войск хотели похлопотать, чтобы парня призвали к ним, тем более что в  штабе не хватало толковых компьютерщиков. Но Алхан отказался наотрез: «Буду служить там, куда Родина пошлет!».

Родина определила рядового Эльдерханова во внутренние войска, но в воинскую часть, дислоцированную на Алтае. Возглавлявший ее в ту пору полковник Константин Понарин ранее служил в Махачкале и хорошо знал семью Алхана. Что стоило молодому солдату улучить момент, подойти к комбригу и передать поклон от родителей? Ведь и там в штабе не отказались бы от парня, который на «ты» со сложной оргтехникой. Но Эльдерханов не сделал этого, и даже маму, приехавшую к нему на присягу, упросил ни в коем случае не показываться на глаза полковнику Понарину и тем более ни о чем его не просить. «Чем я лучше других?» – возражал Алхан на предложение Айшат Гаджимагометдибировны хоть как-то облегчить службу сына. И остался до самого дембеля патрулировать улицы Барнаула.

Впрочем, демобилизации как таковой у рядового Эльдерханова не было. Вернувшись домой, он тут же заключил контракт в родной махачкалинской бригаде внутренних войск.

 

ЧЕЛОВЕК, УМЕВШИЙ ДРУЖИТЬ

 

Далекий теперь уже 2008 год и последующие несколько лет были для Дагестана, наверное, самыми тяжелыми и кровавыми. Во многих районах хозяйничали бандиты. Не проходило и дня, чтобы в республике не прогремел взрыв, не случилось обстрела милицейского пикета, убийства работника районной администрации или священнослужителя. Одной из немногих сил, способной противостоять этому кровавому беспределу, стали внутренние войска.

Солдаты и офицеры махачкалинской бригады буквально не выходили тогда из спецопераций.  Плюс к этому как минимум одно сводное подразделение бригады постоянно выполняло боевые задачи в соседней Чечне.

Почти все время проводил в командировках и ефрейтор Эльдерханов. Часто Алхан вызывался ехать вместо кого-то из друзей, просил командиров подменить на боевых выходах кого-нибудь из бойцов-срочников.

– К  солдатам, которые служили у нас в части, сын относился как к младшим братьям, – продолжает рассказ Айшат Гаджимагометдибировна. – Почти каждый день носил им домашнюю еду, постоянно просил меня приготовить что-нибудь вкусное. И в первую очередь тем, кто призывался к нам не из Дагестана, а из Сибири, Поволжья  или других мест. Не поверите, но я вечерами только и делала, что готовила чуду, жарила домашние пирожки, пекла печенье.

Сослуживцы платили Эльдерханову той же монетой. Собираясь домой, они наперебой звали армейского друга в гости. Один парень из Ростова-на-Дону даже отложил собственную свадьбу, дожидаясь, когда у Алхана наступит отпуск и тот сможет приехать на торжество.

 

ЧУТЬЕ

 

Близкие и друзья Эльдерханова рассказали еще об одной черте Алхана. Он имел какое-то особенное чутье на опасность, на людскую беду. Порой ему было достаточно взглянуть на человека, чтобы понять, что у того что-то случилось. А иногда он и вовсе, почувствовав неуютность в душе, начинал звонить своим друзьям и, как правило, с первого раза попадал на того, у кого случались неприятности. И тот час же спешил на помощь.

Как-то в Чечне командование батальона отрядило нескольких бойцов, в том числе и Алхана, на заготовку дров. Обратно ехали в кузове «Урала». Все шло своим чередом. Неожиданно Эльдерханов схватил за плечи и сбросил на пол сидящего рядом товарища, накрыв его собой. В следующий момент снаружи оглушительно ахнул взрыв, превратив борта и тент грузовика в решето. Как оказалось, боевики заложили на обочине мощный фугас и, дождавшись воинскую колонну, подорвали его. Позже сам Алхан не мог объяснить, что вдруг заставило его броситься на пол, увлекая за собой сослуживца.

– Про то, что Алхан сам находился в той машине, он мне не сказал, – вспоминает Айшат Гаджимагометдибировна. – Да и вообще он никогда не рассказывал, если на боевом выходе попадал в какие-то опасные ситуации. Я, конечно, все равно чувствовала сердцем, переживала и даже пыталась уговорить его, чтобы он перевелся на более спокойную должность. Но сын как всегда отвечал одной и той же фразой: «Мне же перед ребятами будет стыдно. И чем я лучше других?»

Впрочем, в этих горячих командировках ефрейтор Эльдерханов сталкивался не только с опасностью. Однажды он повстречал там свою любимую.

 

С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА

 

–  Аташка никогда не стеснялся любой работы по дому, – вспоминает Бике, младшая сестра Алхана. – Всегда помогал и готовить, и убираться. Мне все мои подружки говорили с завистью: «Надо же какой у тебя брат! Нам бы такого…»

Алхан нравился почти всем соседским девушкам.  Многие были даже влюблены в него. Но парень вел себя с барышнями ровно, дружелюбно, не отдавая предпочтения ни одной из них.

Суженую он повстречал случайно, будучи в командировке на границе с Чечней. Накануне в пункте временной дислокации подразделения сломался штабной компьютер: вышла из строя какая-то важная деталь в системном блоке. Добыть новую поручили ефрейтору Эльдерханову. Переодевшись в гражданское (в ту пору людей в форме часто расстреливали среди бела дня прямо на улицах), он отправился в Хасавьюрт, где имелся ближайший магазин, торгующий оргтехникой.

Вот там, на остановке он и увидел высокую темноволосую девушку. Наверное, здесь вновь подсказало сердце – это она, та самая, единственная. И Алхан решился, подошел к ней, заговорил, попросил оставить номер телефона, не особо рассчитывая на успех.

Так поначалу и вышло. Незнакомка хоть и глянула с интересом на рослого, красивого парня, но так вот сходу заводить знакомство не решилась.

«Что ж, видимо не судьба!» – ефрейтор вздохнул и отправился на остановку.

Когда же, спустя четверть часа Эльдерханов садился в маршрутку, кто-то осторожно тронул его за локоть. Он обернулся – рядом стояла та самая девушка и протягивала ему сложенный листок бумаги. Уже в пути Алхан развернул его и увидел написанный наскоро номер мобильного и имя – Аида.

…С первого звонка, с первого  свидания им казалось, что они знают друг друга с детства, понимают с полуслова. Казалось, они были двумя половинками, которые наконец-то нашли друг друга.

С первой встречи Алхан понравился и родителям невесты. В сентябре 2010 года у них состоялась помолвка, еще через месяц – сватовство. Свадьба была назначена на 9 апреля будущего, 2011 года, аккурат когда жених должен был уйти в отпуск.

 

 

КОГДА СЧЕТ ШЕЛ НА СЕКУНДЫ

 

Командировка в Губден обещала быть недолгой, хотя не сулила и спокойствия – район считался самым опасным в республике.

– Уезжал Алхан простуженным, – в голосе Айшат Эльдерхановой явственно сквозит не утихшая боль. – Я настаивала, чтобы он взял больничный. Но сын решительно покачал головой: «Мама, мне перед ребятами неудобно».  Как сейчас помню, обнял он меня на прощание и залез вслед за ребятами из своей роты в кузов «Урала». Я даже не могла подумать, что больше не увижу сына живым.

Наверное, это чувствовал и сам Алхан. Все две недели командировки он каждый день звонил маме. Последний раз они разговаривали вечером 14 февраля меньше чем за час до трагедии. Айшат Гаджимагометдибировна позвонила сыну, чтобы обсудить покупки к его предстоящей свадьбе. Тот сказал, что сейчас идет на ужин и перезвонит минут через двадцать. А потом вдруг произнес: «Я тебя очень люблю, мама. Береги себя!».

Это были последние слова сына, сказанные матери...

 

 

14 февраля 2011 года. Алхан Эльдерханов - крайний слева на переднем плане. Последнее фото, сделанное за несколько часов до гибели.

 

– Вот здесь все и произошло, – Расул, сослуживец ефрейтора Эльдерханова, показывает на асфальтовый пятачок перед администрацией Губдена. – На первом  этаже квартировала половина нашей роты. С тыльной стороны здания был выставлен заслон, еще один боец дежурил на входе.  А мимо крыльца постоянно ходили люди: кто на остановку, кто в магазин, кто за водой к колонке, что напротив левого угла здания. Оттуда она и появилась.

«Она» – это террористка Мария Хорошева, несколько лет находившаяся во всероссийском розыске. В начале 2011 года она прибилась к так называемому амиру Губденского джаммата – главарю банды, орудовавшей в Карабудахкентском районе Дагестана. 14 февраля Хорошева, накачанная наркотиками, обмотанная поясом с взрывчаткой и поражающими элементами, направилась в поселковую администрацию. 

Позже эксперты установят, что на себе она несла свыше пяти килограммов тротила. Мощности заряда с лихвой бы хватило, чтобы старая постройка сложилась, как карточный домик, погребя под обломками всех располагавшихся внутри  военных – их в тот момент в здании было около тридцати человек.

Террористы рассчитали все: смертнице под видом местной жительницы надо было пройти в вечерних сумерках с десяток метров, подняться на крыльцо, сделать шаг в холл – как раз над ним пролегала опорная балка. Нелюди не учли только одного –  что на пути смертницы окажется ефрейтор Эльдерханов.

 

– Я и еще несколько наших бойцов как раз вернулись с ужина, надели каски и бронежилеты, сидели в курилке, поджидая остальных, чтобы идти  на развод, – продолжает вспоминать Расул. – И в этот момент увидали, как от столовой спешит Алхан, который должен был заступать на службу вместе с нами. Он уже свернул к крыльцу, но вдруг остановился, а затем резко бросился вперед. И в этот момент я заметил женщину, подошедшую ко входу в администрацию. На вид обычная, в пальто и косынке – ничем не отличить от местных. А Эльдерханов подбежал к ней и преградил путь.

 

…Как он почувствовал опасность в появившейся из темноты женской фигуре, теперь остается только гадать. По словам очевидцев, все длилось считанные секунды. Неизвестная что-то начала говорить. Алхан сделал шаг вперед, оттесняя незнакомку от здания. Потом еще шаг…

И в этот момент прогремел взрыв.

Он был такой силы, что сшиб на землю бойцов, сидящих в курилке за два десятка метров. Двинувшийся было на помощь Эльдерханову рядовой Руслан Гасанов, дежуривший на входе в администрацию, получил сильнейшие ожоги и ранения. Врачи потом долго боролись за его жизнь.

Меньше всех пострадали люди, находившиеся в здании – лишь некоторых поцарапало осколками от вылетевших стекол. Люди, которым предназначался этот смертельный заряд…

 

В ПАМЯТЬ О ДРУГЕ

 

Когда Эльдерханов увидел смертницу, он был без оружия и бронежилета. Что стоило ему крикнуть или еще каким-нибудь способом подать знак полностью экипированному часовому, а самому броситься в укрытие? Наверное, здравомыслящий человек так бы и поступил. Только это бы был уже не Алхан – так в один голос говорили все, кто знал его. Он не мог, даже будучи безоружным, не заслонить товарищей, пусть даже рискуя собой, не попытаться отвести беду от тех, кто был рядом.

 

 

Мама и младшая сестра Алхана у памятного баннера в части

 

 …На экране под скорбный речитатив, сменяя друг друга, мелькают фотографии: вот Алхан в палатке среди сослуживцев, вот он на боевой позиции за станковым гранатометом, вот с невестой Аидой.

А следом красная книжица – удостоверение к государственной награде и серебряный крест ордена Мужества, которого ефрейтор Эльдерханов был удостоен посмертно. Этот видеоклип создали в память о нем боевые товарищи.

И все же, наверное, самая лучшая память об Алхане и его подвиге – спасенные им жизни. Эти люди до сих пор достойно служат, храбро воюют, очищая родную землю от бандитской нечисти.

 

 

 

 

 

[i] Организация, запрещенная на территории Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Всего просмотров: 3011

Оставлено комментариев: 0

Понравилось: 8

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.



Последнии публикации

Автор: Фёдор Александрович Шумский
9 марта 2022 г.

Имперская ось Путина

Сегодня  наши взоры устремлены на события, происходящие на Донбассе и Украине. 

Многие говорят, зачем нам этот Донбасс и эта война?! Нам это не нужно и мы хотим жить в мире. Да, м...

Автор: Александр Шумский
11 ноября 2021 г.

Родной человек (к 200-летию Ф.М.Достоевского)

В детстве я не любил книги, предпочитая чтению возню с мячом в одном из московских двориков. Футбольный мяч был для меня лучшим подарком, и как ни пытались родители подсовывать мне интересные книги...

Автор: Редакция
22 июня 2021 г.

Стихи на начало войны

На Родительскую субботу
Полагается помянуть…
А особенно ту пехоту,
Что внезапно отправилась в путь,
Неотпетую, непрощённую,
В окружении красных снегов,
А особенно некрещёную –
В...

Автор: Фёдор Александрович Шумский
1 ноября 2020 г.

Папа

Посвящается моему отцу
…Воскресное осеннее утро, папа, по обыкновению, собирается в храм на раннюю литургию. Я уже не сплю, но лежу тихо и жду, когда он подойдет к моей кровати. Помню, как ...

Автор: Александр Шумский
13 августа 2020 г.

Бесноватый со Среднего Урала и его предтечи

     Столь резкое название моей статьи объясняется одним из последних высказываний бывшего схиигумена, раскольника Сергия Романова. Вот это высказывание: «Изменники Родины, пре...

закрыть
закрыть