Преподобные Варсонофий Великий (авва Палестинский, † ок. 563) и Иоанн пророк († сер. VI)


Автор: Редакция

photo

     Сегодня, 6/19 февраля, Православная Церковь чтит совместную память двух святых, причисленных Ею к лику преподобных, Варсонофия Великого и Иоанна Пророка – двух великих сподвижников, иноков-аскетов, подвизавшихся в VI веке по Р.Х., во времена правления византийского императора Юстиниана (Иустиниана) I, вблизи монашеской обители аввы Серида, в земле Палестинской. Преп. Иоанна Пророка не следует путать с Пророком, Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, принявшим мученическую кончину от рук воинов царя Ирода в I веке по Р.Х.

Преподобный Варсонофий Великий (Варсонофий, авва Палестинский, конец V – VI вв.)
     Преп. Варсонофий, по свидетельству церковного историка Евагрия схоластика, был родом из Египта, кроме того, известно, что, помимо греческого языка, он также свободно изъяснялся и писал на коптском. Жил этот великий авва в VI веке, во времена правления византийского императора Юстиниана I. Биографические сведения об отрочестве и юности святого, как и о его семье, отсутствуют. Известно, что с юности будущий преподобный тяготел к монашескому подвижничеству и уединению, что и привело его в общежительный монастырь аввы Серида, располагавшийся в окрестностях Газы, в Палестине. Сперва поселившись в небольшой пещере (в устроенной им там келье) вблизи стен монастыря, он какое-то время пребывал в затворе, в молитвенном делании и умном безмолвии, занимаясь в свободное время рукоделием и, кроме Св. Даров и воды, вкушая в течение недели от одного до трёх хлебцев, которые братия приносила ему из обители, а иногда не вкушая вообще ничего, по причине непрестанного плача о своём несовершенстве и возникавшего от него духовного услаждения, питавшего душу и тело святого. Спустя какое-то время преподобный, уступив свою пещерку своему ученику, преп. Иоанну (за свою прозорливость прозванного впоследствии Пророком), он удалился чуть дальше от неё, в ещё более тесную пещерку. Пребывая в таком безмолвии и слёзном сердечном сокрушении долгое время, преподобный стяжал великие духовные добродетели – покой ума, сердечную чистоту и бесстрастие, таким образом сделавшись мёртвым для мира (и сам называя место своего затвора гробницей), а вследствие этого – и совершенное смирение, став таким образом совершенным храмом Духа Святого и сподобившись от Господа высочайших даров – дара рассуждения (иначе – различения добра и зла), даров прозорливости, пророчества и чудотворения, а также дара отпущения грехов всем кающимся, данного некогда Господом Своим апостолам. По причине высочайшей степени духовного совершенства авва Варсонофий был великим молитвенником не только о тех, кто просил его молитвенной помощи, но и о всём мире – одним из трёх «мужей совершенных» своего времени, «стоявших между губительством и миром». В таком затворе, в полнейшем безмолвии, преподобный провёл около 50-и лет, после чего, сподвигаемый Духом Святым, он нарушил своё безмолвие ради того, чтобы послужить всем, нуждавшимся в его наставлениях, передавая ответы на задаваемые ему вопросы через своего ученика, преп. Иоанна. Эти наставления были записаны и существовали под названием «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» – творение, очень популярное в те времена среди восточных иноков. Точное время блаженной кончины преп. Варсонофия Великого неизвестно, умер он предположительно ок. 563г., после кончины своего соратника и ученика, преп. Иоанна Пророка, по возвращении своём из Константинополя, куда он (единственный раз за 50 лет нарушив затвор) ездил в составе посольства к императору Юстиниану с ходатайством о гонимых тем иноках – противниках оригенизма. Когда келью великого аввы, вновь затворившегося по возвращении из Константинополя, попытались вскрыть, дабы проверить – жив ли великий затворник, – из неё вырвались языки пламени, едва не попалившие дерзнувших на это (по повелению патриарха Иерусалимского) людей. Был ли великий авва ещё жив, или уже преставился ко Господу, никто тогда так и не узнал. Честные нетленные останки преподобного аввы были с честью перенесены из Газы в г. Ория (южная Италия) в IX в., а в 1170г. они были вторично обретены и положены в кафедральном соборе города. Часть этих св. мощей хранится там же и ныне.

Преподобный Иоанн Пророк (VI в.) 


     О происхождении и юношеских годах преп. Иоанна исторических сведений нет. Известно, что жил он, как и его великий учитель, авва Варсонофий, во времена правления византийского императора Юстиниана I и, как и учитель, желая уединённой иноческой жизни в подвиге, в молодые годы пришёл в ту же монашескую обитель аввы Серида. Когда авва Варсонофий затворился в другой пещере, более удалённой от обители, он занял келью своего наставника вблизи обители, где и подвизался в течение 18-и лет, до самой своей блаженной кончины, подражая авве Варсонофию в подвигах стяжания добродетелей и удостоившись от Господа во всём и всем уподобиться своему великому наставнику (в том числе – и даром прозорливости, за который получил наименование Пророк). Будучи смиренным сподвижником великого аввы Варсонофия, он всех, кто обращался к нему за наставлением, посылал за ответами к своему наставнику, тот же часто передавал наставления через своего ученика, иногда веля преп. Иоанну от себя отвечать вопрошавшим. Эти «Ответы» двух великих святых были записаны и стали для многих бесценным руководством в духовном восхождении как во времена преподобных, так и в продолжение многих последующих веков. Преп. Иоанн, обладавший, как и его великий учитель, даром прозорливости и пророческим даром, помимо многих предсказанных им событий в жизни отдельных людей и Церкви в целом, предугадал также и час своей блаженной кончины, которая должна была случиться вскоре после блаженной кончины настоятеля обители – аввы Серида, но, по просьбе молодого преемника аввы, задержал время своей кончины на 2 недели, чтобы преподать ему устав обители и наставления по управлению ею.

Совместная память двух преподобных сподвижников – Варсонофия Великого и Иоанна Пророка – празднуется Православной Церковью раз в году, 6/19 февраля.

Тропарь преподобным Варсонофию Великому и Иоанну Пророку, глас 1
Таинственныя языки Духа Святаго, умныя гусли благодати, сладкзвучными пророческими песньми звенящия, покоющия и веселящия души людския, подвизаете ны низвергнути иго страстное и главу змиеву попрати. Сего ради, Боголюбиве Варсонуфие и Иоанне премудре, избавите поющия вам: Слава вам Благодать Даровавшему, Слава Благословившему вас, Слава речами вашими многия Спасающему!

Кондак преподобным Варсонофию Великому и Иоанну Пророку, глас 3
Вся тайная человеков и от Бога подаваемая/ явленна быша в зерцалах чистых сердец ваших./ Вас бо ради облиста благодать лучами / и изгна тьму греха из душ людских./ Умнаго прозрения светила, Варсонуфие и Иоанне,// молитеся ко Господу о всех нас.

Источник


Всего просмотров: 284

Оставлено комментариев: 0

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.



Последнии публикации

Автор: Редакция
24 января 2020 г.

В.В. Путин о Польше в 1938-1939 годах

От редакции

 

20 декабря 2019 года в С.-Петербурге прошел неформальный саммит глав стран СНГ. На нем В.В. Путин, по сути, прочел собравшимся лекцию на историческую тему. И совершенно пра...

Автор: Редакция
24 января 2020 г.

Алкид

Басня И.А. Крылова

 

Алкид*, Алкмены* сын,

Столь славный мужеством и силою чудесной,

Однажды проходя меж скал и меж стремнин

Опасною стезёй и тесной,

Увидел на пути свернувши...

Автор: Редакция
24 января 2020 г.

Поляки в ходе восстания 1863 - 1864 годов глазами русских офицеров: оружие, боевой дух, отношение к русским.

От редакции

 

Польская тема, поднятая В.В. Путиным, можно сказать, на высшем уровне в конце прошлого года, не скоро уйдет из повестки дня. Потому что существование наглой и агрессивной П...

Автор: Сергий Карамышев
24 января 2020 г.

Ересь кардинала Маркса

Марксизм возрождается на своей исторической родине, теперь – в недрах Римско-Католической церкви. Его лидером стал кардинал Рейнхард Маркс, архиепископ Мюнхена и Фрайзинга, глава конференции ...

Автор: Редакция
21 января 2020 г.

Пчела и мухи

Басня И.А. Крылова

 

Две Мухи собрались лететь в чужие краи,
И стали подзывать с собой туда Пчелу:
Им насказали Попугаи
О дальних сторонах большую похвалу.

Притом же им самим казал...

закрыть
закрыть