
Речь В.В. Путина 7 июня на пленарном заседании Санкт-Петербургского экономического международного форума может войти в анналы истории в качестве третьей составляющей продвижения современной России к обретению ею подлинного суверенитета в сложных условиях глобализации.
Первая из таких составляющих – политическая – была выдвинута в Мюнхенской речи Путина 2007 года, в которой однополярному мiру под гегемонией США была противопоставлена идея мiра многополярного с несколькими центрами силы.
За протекшие годы мiр неуклонно продвигался в сторону многополярности. И то, что 12 лет назад звучало едва ли не какой-то дерзостью, сегодня воспринимается в качестве главной направляющей линии в развитии человечества.
Вторая из обозначенных выше составляющих – военная - была озвучена 1 марта прошлого года в ходе речи, обращенной Федеральному Собранию в московском Манеже, где мир услышал о новых российских вооружениях, не имеющих аналогов в других странах.
Третья из таких составляющих – экономическая - была представлена в С.-Петербурге.
За два дня до этой речи было подписано с Си Цзиньпином «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху».
Данное заявление – основа двустороннего взаимодействия по главным направлениям – политическому, военному, экономическому и культурному – которое позволит всеобъемлюще и с успехом конкурировать с Западным мiром во главе с США.
В нем прописана поддержка Китаем интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Предписано «обеспечить осуществление финансовыми регуляторами России и Китая действий, направленных на увеличение доли расчетов по внешнеторговым контрактам в национальных валютах».
Данный документ – преодоление очередного вывиха хрущевского волюнтаризма (первым преодолением было возвращение России Крыма, переданного в 1954 г. в ведение Украины). В речи Черчилля в Фултоне в 1946 г. России был брошен вызов. Она вынуждена была ответить устроением биполярного мiра, в орбиту которого и вошел тогда Китай.
Поношением И.В. Сталина, который был для молодой Китайской республики одним из символов национального возрождения, Хрущев и стоявшие за ним силы оттолкнули от СССР восточного соседа. Этим они объективно предоставили Соединенным Штатам возможность расправиться с нами поодиночке. Поэтому важно отметить: рассматриваемый документ приурочен к 70-летию установления дипломатических отношений между СССР и КНР. Теперь тот колоссальный ущерб, что был нанесен человечеству прозападной частью советской элиты, исправляется.
Что же сказал В.В. Путин на пленарном заседании ПМЭФ? Он начал речь с очерчивания масштабности стоящих задач:
- Развитие России, просто в силу её масштаба, истории, культуры, человеческого потенциала и экономических возможностей, не может строиться вне глобального контекста, без соотнесения внутренней, национальной и мировой повестки.
Далее Президент России остановился на описании процессов, идущих на наших глазах в мiровой экономике. Вывод сделан следующий: она пребывает в системном кризисе. Указаны его причины:
- Главным драйвером сложившейся модели глобализации выступила мировая торговля. Её рост с 1991 года по 2007 год более чем в два раза превосходил темпы роста мирового ВВП. Это понятно, новые рынки открылись бывшего Советского Союза, всей Восточной Европы, и товары хлынули на эти рынки. Но этот период по историческим меркам оказался относительно недолговечным.
Следствием диспропорций стал мiровой кризис 2008-2009 годов:
- приведу данные Всемирного банка и МВФ. Если до кризиса 2008–2009 годов отношение оборота мировой торговли товарами и услугами к глобальному ВВП постоянно росло, то затем тенденция сменилась. Это факт, такого роста уже нет. Достигнутое в 2008 году отношение мировой торговли к глобальному ВВП так и не восстановилось. По сути, глобальная торговля перестала быть безусловным двигателем мировой экономики. А новый двигатель, роль которого должны были сыграть суперсовременные технологии, пока ещё проходит отладку и не заработал на полную мощность. Более того, мировая экономика вошла в период торговых войн и растущего уровня прямого и скрытого протекционизма.
В чём же источники кризиса международных экономических отношений, что подрывает доверие между участниками мировой экономики? Считаю, что главная причина в том, что модель глобализации, предложенная в конце ХХ века, всё меньше соответствует стремительно формирующейся новой экономической реальности.
За последние три десятилетия доля развитых стран в глобальном ВВП по паритету покупательной способности снизилась с 58 до 40 процентов. В том числе доля государств «Группы семи» сократилась с 46 до 30 процентов, и, напротив, вес стран с развивающимися рынками растёт. Такое быстрое становление новых экономик не только со своими интересами, но и со своими платформами развития, со своими взглядами на глобализацию и региональные интеграционные процессы плохо стыкуется с представлениями, которые относительно недавно казались незыблемыми.
Заданные прежде шаблоны, по сути, ставили страны Запада, нужно об этом сказать прямо, в исключительное положение, давали им фору, что называется, и громадную ренту, заранее предопределяли их лидерство. Остальным странам оставалось следовать в их фарватере. Конечно, многое происходило и происходит под аккомпанемент разговоров о равенстве. Сейчас об этом я ещё скажу. А когда эта комфортная, привычная система начала расшатываться, когда подросли конкуренты, взыграли и амбиции, и стремление сохранить своё доминирование, причём любой ценой, то государства, которые прежде проповедовали принципы свободы торговли, честной и открытой конкуренции, заговорили языком торговых войн и санкций, откровенного экономического рейдерства с выкручиваем рук, запугиванием, устранением конкурентов так называемыми нерыночными способами.
В качестве примеров беспрецедентного давления США на конкурентов В.В Путин привел ситуацию с «Северным потоком-2» и китайской компанией Huawei, выделив последний случай как пример первой технологической войны в цифровую эпоху.
Далее В.В. Путин обозначил механизм доминирования западной цивилизации над остальным мiром:
- Монополия всегда означает концентрацию доходов у немногих за счёт всех остальных, и в этом смысле попытки монополизировать новую технологическую волну, ограничить доступ к её плодам выводят на совершенно новый, иной уровень проблемы глобального неравенства как между странами и регионами, так и внутри самих государств. Ну а это, как мы хорошо понимаем, и есть главный источник нестабильности. И дело не только в уровне доходов, в материальном неравенстве, а в принципиальной разнице возможностей для людей. По сути, формируется или происходит попытка формировать два мира, и между ними пропасть постоянно растёт. Когда у одних есть доступ к самым передовым системам образования, здравоохранения, к современным технологиям, у других же нет перспектив, шансов вырваться даже из нищеты, а кто‑то и вовсе балансирует на грани выживания.
Следующее высказывание, апеллирующее к идее справедливости, будет уместным назвать присутствием христианского идеала в сфере экономики:
- …сегодня свыше 800 миллионов человек в мире не имеют элементарного доступа к питьевой воде, около 11 процентов населения планеты недоедает. Система, если в её основе всё более очевидная несправедливость, никогда не будет устойчивой и сбалансированной.
После обозначения глубины кризиса представлены возможные сценарии дальнейшего развития мiровой экономики:
Сегодня перед нами возникают две крайности, два возможных сценария дальнейшего хода событий. Первый – это перерождение универсалистской модели глобализации, превращение её в пародию, в карикатуру на саму себя, когда общие международные правила будут подменяться законами, административными и судебными механизмами одной страны или группы влиятельных государств, как поступают сегодня, я с сожалением это констатирую, Соединённые Штаты, распространяя свою юрисдикцию на весь мир. Кстати говоря, 12 лет назад я уже об этом говорил, такая модель не только противоречит логике нормального межгосударственного общения, формирующимся реалиям сложного многополярного мира, но, главное, не отвечает задачам будущего.
И второй сценарий – это фрагментация глобального экономического пространства политикой ничем не ограниченного экономического эгоизма и его силовое продавливание. Но это путь к бесконечным конфликтам, к торговым войнам, а может быть, даже не только торговым, образно говоря, к боям без правил: всех против всех.
Каким же может быть решение и не утопическое, эфемерное, а реальное? Очевидно, что для выработки более устойчивой и справедливой модели развития потребуются новые договорённости, которые не только, что называется, чётко прописаны, но прежде всего соблюдаются всеми. Однако, убеждён, разговоры о таком экономическом миропорядке останутся благими и пустыми пожеланиями, если мы не вернём в центр дискуссии такие понятия, как суверенитет, безусловное право каждой страны на свой собственный путь развития и, добавлю, ответственность не только за своё, но и за всеобщее устойчивое развитие.
Было сказано о возможности наполнить работу ВТО новыми правилами, новыми смыслами:
- предлагаем подумать о создании открытого, доступного банка данных с лучшими практиками и проектами развития. Россия готова разместить на такой информационной платформе свои успешные кейсы в социальной, демографической и экономической сферах и приглашает присоединиться к этой инициативе другие страны и международные организации.
Наконец, прозвучали слова о глобальной финансовой системе, ее деградации при господстве американского доллара:
- Что касается финансов, отмечу: основные глобальные институты были созданы ещё в рамках бреттон‑вудской системы 75 лет назад. Пришедшая ей на смену в 70‑е годы ямайская валютная система, подтвердив приоритет доллара, по сути, не решила главных проблем, в первую очередь сбалансированности валютных отношений и торгового обмена. За это время появились новые экономические центры, повысилась роль региональных валют, изменился баланс сил и интересов. Очевидно, что эти глубокие перемены требуют адаптации международно‑финансовых организаций, переосмысления роли доллара, который, став мировой резервной валютой, превратился сегодня в инструмент давления страны‑эмитента на весь остальной мир.
Кстати говоря, на мой взгляд, большая ошибка американских финансовых властей и политических центров – сами подрывают свои преимущества, появившиеся во время создания бреттон‑вудской системы. Доверие к доллару падает просто.
На вопрос – что же делать? – В.В. Путин дает такой ответ:
- Повестка технологического развития должна объединять страны и людей, а не разобщать их. И для этого нам нужны справедливые принципы взаимодействия в таких ключевых областях, как высокотехнологичные услуги, образование, трансфер технологий, отраслей новой цифровой экономики и глобальное информационное пространство. Да, выстроить подобную гармоничную систему будет, безусловно, непросто, но это лучший рецепт восстановления взаимного доверия, и другого пути у нас нет.
Нужно вести эту работу вместе, понимая масштаб глобальных вызовов новой эпохи и свою ответственность за завтрашний день. Использовать для этого и потенциал Организации Объединённых Наций, уникальной по представительству организации, усилив её экономические институты, а также эффективнее задействовать формат таких новых объединений, как «Группа двадцати».
Очертив проблемы мiровой экономики, В.В. Путин обратился к решению насущных проблем экономики собственно российской:
- Сегодняшние тенденции в мире свидетельствуют, что роль страны, её суверенитет и место в современной системе координат определяются несколькими ключевыми факторами: это, безусловно, способность обеспечить безопасность своих граждан, это способность не только сохранять национальную идентичность, но и вносить вклад в развитие мировой культуры. И есть ещё как минимум три фактора, которые, на наш взгляд, имеют основополагающее значение. Остановлюсь на них несколько подробнее.
Первый фактор – это благополучие и достаток человека, возможности для раскрытия его талантов.
Второй фактор – это восприимчивость общества и государства к бурным технологическим изменениям.
И наконец, третий фактор – это свобода для предпринимательской инициативы.
Президент России раскрыл суть названных факторов:
- Сегодня объём ВВП по паритету покупательной способности на душу населения в России составляет около 30 тысяч долларов. На этом же уровне находятся сегодня и показатели стран Южной и Восточной Европы. Наша задача в ближайшие годы не только войти в «пятёрку» крупнейших экономик мира, в конечном счёте это не самоцель, а только средство, нам нужно выйти и закрепиться на среднеевропейском уровне по всем основным параметрам, отражающим качество жизни и благополучия людей. Исходя из этого мы сформировали и национальные цели по росту экономики и доходов граждан, сокращению бедности, увеличению продолжительности жизни, по развитию образования и здравоохранения, сбережению окружающей среды. На решение этих задач направлены национальные проекты, которые мы реализуем…
Второе направление – это форсированное технологическое развитие. Возможности здесь поистине колоссальные. Наша задача – быть среди первых, кто использует эти технологии, конвертирует их в настоящий прорыв. Так, по оценкам экспертов, в ближайшее десятилетие дополнительный рост мирового ВВП за счёт внедрения искусственного интеллекта составит 1,2 процента ежегодно. Это вдвое превышает то воздействие, которое оказал глобальный рост информационных технологий в начале XXI столетия. Мировой рынок продуктов с использованием искусственного интеллекта к 2024 году вырастет почти в 17 раз и составит порядка полутриллиона долларов.
Как и другие ведущие страны мира, Россия подготовила национальную стратегию развития технологий в области искусственного интеллекта. Она разработана Правительством с участием отечественных высокотехнологичных компаний. Указ о запуске такой стратегии будет подписан в ближайшее время. А детальный, пошаговый план действий интегрирован в национальную программу «Цифровая экономика»…
Третий фактор конкурентоспособности страны, который был обозначен выше, – это благоприятная деловая среда. Последовательно ведём и будем продолжать эту работу. Сегодня по целому ряду сервисов для бизнеса, по качеству наиболее востребованных административных процедур мы сравнялись или даже в некоторых случаях опережаем страны с сильными и давними предпринимательскими традициями.
…позитивные изменения в деловом климате в качестве административных процедур есть, но и острых проблем, которые волнуют бизнес, ещё достаточно. Прежде всего это архаичность и явная избыточность контрольно‑надзорной сферы, необоснованное, а порой и просто противоправное вторжение правоохранительных органов в деловую среду, в работу компаний.
Завершил свое выступление В.В. Путин следующими словами:
- Сегодня в России мы приступили к реализации действительно стратегических долгосрочных программ, многие из которых без преувеличения носят глобальный характер. Скорость и масштаб происходящих изменений в мире не имеют аналогов в истории, и в наступающей эпохе нам важно слышать друг друга, объединять усилия для решения общих задач.
Что осталось за скобками выступления Президента? В прямом и переносном смысле – часть российской элиты, что ориентирована на Запад. В условиях все более жесткого противостояния систем – Евразийской и Евроатлантической – она может оказаться лишней со всеми вытекающими отсюда последствиями, если вовремя не переориентируется.
Священник Сергий Карамышев
Всего просмотров: 2676
Оставлено комментариев: 0