Святитель Григорий Палама


Автор: Редакция

photo

     Сегодня, 11/24 марта, во 2-е воскресенье Великого поста, Православная Церковь чтит память великого отца и учителя Церкви, святителя Григория Паламы (греч. Γρηγόριος Παλαμᾶς), архиепископа Фессалоникийского – византийского христианского мистика, богослова и философа конца XIII – первой половины XIV вв., который систематизировал многовековую практику исихазма и создал богословское обоснование этой практики.
     Св. Григорий Палама, будущий архиепископ Фессалоникийский, родился в 1296г. в именитой аристократической семье, родиной которой, по преданию, была Малая Азия. Во времена нашествия турков-магометан семья будущего святителя вынуждена была бежать в столицу Византийской империи, Константинополь, где осталась жить при дворе правившего тогда византийского императора Андроника II Палеолога. Отец будущего святителя получил статус крупного придворного сановника, однако в скором времени скончался. Воспитанием и образованием осиротевшего рано св. Григория занялся сам император Андроник. Благодаря превосходным способностям и большому усердию, св. Григорий с лёгкостью изучил все дисциплины, входившие в полный курс высшего образования средних веков. Император Андроник желал, чтобы св. Григорий стал государственным деятелем, но молодой человек, едва достигнув 20-и лет, твёрдо решил удалиться от мира и принять монашеский постриг. В 1316г. (по иным сведениям – в 1318) он прибыл на Святую Гору Афон и стал послушником в афонской мужской монастырской обители Ватопед. Руководимый своим духовным отцом, опытным старцем, преподобным Никодимом Ватопедским, он вскоре принял иноческий постриг и стал проводить жизнь в строгом воздержании, непрестанной молитве и духовном чтении. Около года спустя молодому подвижнику было явление св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который пообещал ему своё духовное покровительство на его подвижническом пути. Мать будущего святителя и его сёстры после кончины главы семьи тоже стали монахинями. 
     Когда духовный отец св. Григория, старец Никодим, а затем и его преемник, старец Никифор, отошли ко Господу, св. подвижник стал насельником лавры преп. Афанасия, где служил в трапезной и пел в церковном хоре. Однако, спустя 3 года подвижнической жизни в лавре и имея стремление к духовному совершенству, он перешёл в небольшую отшельническую обитель, именовавшуюся Глоссия, где начал учиться у игумена обители исихазму или умному безмолвию (исихия – греч. покой, безмолвие), на протяжении многих веков практиковавшемуся в православных монастырях и усвоенному к тому времени афонскими иноками. В период своего пребывания в обители св. Григорий стал опытным подвижником-исихастом.
     В 1326 году из-за угрозы нападения турок и пленения ими св. Григорий с прочими насельниками обители перебрались в Фессалоники (Солунь), и там будущий святитель вскоре был рукоположен во пресвитера. Своё священническое служение св. Григорию удивительным образом удавалось сочетать с подвигом отшельничества – в будние дни недели он пребывал в умном делании, а по субботам и воскресеньям совершал богослужения в храме и проповедовал пастве Евангельские истины, своим пастырским словом вызывая у слушавших его пламенную проповедь слёзы умиления. В 1331г. св. Григорий вновь прибыл на св. гору Афон, где поселился в уединении в скиту св. Саввы, находившемся невдалеке от лавры преп. Афанасия. В 1333г. его назначили наместником Есфигменской монашеской обители на севере св. горы. В 1336г. свт. Григорий возвратился в скит св. Саввы, где начал писать сочинения богословского и духовно-нравственного характера. Этого богоугодного занятия он не оставил до конца своих дней.
     В 30-е годы XIV в. святителю Григорию пришлось ревностно встать на защиту православного учения об умном делании против нападок калабрийского инока Варлаама, посетившего св. гору Афон и, по изучении там теории и практики исихазма, объявившего учение об умном безмолвии еретическим. В 1338г. им был написан труд под названием «Триады в защиту святых исихастов», а в 1340г. совместно с другими афонскими подвижниками им был составлен «Святогорский томос» – соборный ответ афонских иноков Варлааму и его приспешникам.
     На Константинопольском Соборе 1341 года в Софийском соборе произошёл диспут свт. Григория Паламы с Варлаамом по поводу природы Фаворского Света. Собор утвердил точку зрения свт. Григория о том, что Бог в Сущности Своей непостижим, но явлен миру в энергиях, не чувственных и не сотворенных, однако доступных человеческому восприятию (примером таких энергий был назван Фаворский свет). Учение Варлаама Собор назвал еретическим и осудил, сам же Варлаам был предан анафеме и вынужден был удалиться назад в Калабрию. Впрочем, прения между паламитами и варлаамитами длились ещё долгое время, варлаамитам благоволили некоторые церковные иерархи и даже сам император, и в какой-то момент свт. Григорий Палама и сочувствовавшие ему афонские монахи были объявлены виновниками церковных смут, после чего, в 1344г., святитель был отлучён от Церкви и на целых 3 года заточён в темницу. В 1347г. святитель был реабилитирован и рукоположен во архипископа Фессалоникийского. В 1351г. на Влахернском Соборе была торжественно засвидетельствована православность учения свт. Григория Паламы. 
     Однако фессалоникийцами святитель был принят не вдруг, поэтому ему приходилось менять места проживания. Во время одного из переездов в Константинополь корабль византийцев, на котором плыл святитель, был захвачен турками, а пассажиры, путешествовавшие на нём, были взяты в плен, после чего на протяжении целого года их выставляли на продажу в разных городах как рабов. То же испытание постигло и свт. Григория, однако, и будучи пленником, он не прекратил пламенной проповеди Веры Христовой. В Фессалоники святитель возвратился только за 3 года до смерти. Незадолго до того, как ему отойти ко Господу, ему явился в видении свт. Иоанн Златоуст. 14 ноября 1359г. с возгласом «В горняя! В горняя!» свт. Григорий Палама мирно отошёл ко Господу. 
Канонизирован святитель Григорий Палама был Константинопольскимм Собором 1368г., когда предстоятелем Константинопольской Церкви был патриарх Филофей. Им же были написаны жизнеописание свт. Григория и церковная служба святому.
     Свт. Григорий Палама оставил после себя множество высокодуховных сочинений – богословские труды, полемические трактаты, проповеди духовно-нравственного характера, и т.д. Однако важнейшим вкладом святителя Григория в основы православного вероучения было то, что он создал богословское обоснование практике исихазма – православного учения об умном делании – систематизировал теорию и практику этого учения, и выступил его ревностным защитником против многочисленных противников, а также окончательно оформил богословское учение о нетварных Божественных Энергиях и Фаворском Свете.
     День памяти свт. Григория Паламы в воскресенье второй седмицы Великого поста установлен Церковью в связи с тем, что этот день завершает седмицу, именуемую «седмицей светотворных постов», тематика богослужений которой связана с учением свт. Григория о природе несотворённого Божественного Света, а также с его учением об «исихии» (др.-греч. ἡσυχία – «спокойствие, тишина, уединение») и исихазме – об «умном безмолвии» и умном молитвенном делании (древней духовной практике иноков-молчальников, являющейся основой православной аскетики и постепенно возводящей молящихся к высоким степеням духовного совершенства и в итоге – к обо́жению).

Дни памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского
11/24 марта  (переходящая) – 2-я Неделя Великого поста
17/30 июня  (переходящая) – Собор Афонских преподобных
14/27 ноября – день преставления
Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, глас 8
Правосла́вия свети́льниче,/ Це́ркве утвержде́ние и учи́телю,/ мона́хов добро́то, богосло́вов побо́рниче непребори́мый,/ Григо́рие чудотво́рче, Фессалони́тская похвало́,/ пропове́дниче благода́ти,// моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.


Всего просмотров: 300

Оставлено комментариев: 0

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.



Последнии публикации

Автор: Сергий Карамышев
22 ноября 2019 г.

В чем сила греческого папства?

22 ноября в ходе визита в Москву Иерусалимский патриарх Феофил III выразил «глубокую обеспокоенность нынешними трудностями, омрачающими жизнь Церкви, и угрозами, нависшими над нами из-за наши...

Автор: Сергей Югов
22 ноября 2019 г.

Роль религиозно-нравственных ценностей в развитии личности на примере российских слепоглухих

От редакции

 

Мы начинаем публикацию научно-популярной статьи нашего автора Сергея Югова

 

Предисловие автора

 

 Вышло так, что история воспитания первых слепо...

Автор: Редакция
22 ноября 2019 г.

22 ноября – чудотворная икона «Скоропослушница»

     Сегодня, 9 / 22 ноября, единожды в продолжении богослужебного года, Православная Церковь чествует одну из великих православных святынь – чудотворную икону Пресвятой Богоро...

Автор: Редакция
21 ноября 2019 г.

21 ноября – Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

     Сегодня, 8 / 21 ноября, Вселенская Православная Церковь празднует Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Это православное торжество было установлено ...

Автор: Александр Горбатов
18 ноября 2019 г.

О повязке Фемиды, маразме и бестолочи

Иные криминальные истории и судебные дела важны не только сами по себе, но и как отражение тех противоречий и вопиющих проблем, что возникают между правоохранительной системой и обществом. А по бол...

закрыть
закрыть