Святой апостол и евангелист Марк


Автор: Редакция

photo

     Сегодня, 25 апреля / 8 мая, Православная Церковь воспоминает святого апостола и евангелиста Марка, епископа Александрийского, священномученика – апостола Христова от 70-и, жившего и совершавшего своё служение Господу в I-м (апостольском) веке н.э.

     Святой апостол и евангелист Марк, именуемый также Иоанном-Марком (Деян. 12:12), был племянником св. апостола от 70-и Варнавы (день памяти – 11 июня) и происхождением своим был из святого града Иерусалима. Дом, где он жил со своей матерью (именем Мария) находился в непосредственной близости от Гефсиманского сада, примыкая к нему. Как повествует церковное предание, в Гефсиманскую ночь, когда Христос по распоряжению Синедриона был схвачен и заключён под стражу, ученик Его, будущий св. апостол Марк, был тем самым юношей, который шёл за Спасителем, завернутый по нагому телу в покрывало, и спасся из рук воинов, пытавшихся его схватить, оставив это порывало в их руках (Мк. 14:51 – 52). По Вознесении Господнем дом св. апостола Марка и его матери стал молитвенным домом (домом, где иерусалимские христиане тайно собирались для совершения совместной молитвы), а также кровом для некоторых апостолов от 12-и (Деян. 12:12).

     Св. апостол Марк был ближайшим из сподвижников свв. апостолов Петра и Павла (день их совместной памяти – 29 июня), а также соратником и сподвижником своего дяди, св. апостола от 70-и Варнавы. Он участвовал вместе с апостолами Павлом и Варнавой в их апостольской миссии в Селевкии, после чего прибыл с благой вестью о Христе на о. Кипр и обошёл его целиком. В г. Пафе св. апостол Марк сподобился лицезреть чудо апостола Павла, поразившего слепотой волхва-язычника, именем Елима (Деян. 13:6 – 12). По совершении совместного служения с апостолом Павлом св. апостол Марк возвратился во святой нрад Иерусалим, после чего (уже совместно со св. апостолом Петром) посетил Рим, откуда по повелению св. апостола Петра он отправился в Египет, чтобы основать там Христианскую Церковь. Во время 2-ой проповеднической миссии св. апостола Павла св. апостол Марк встретил его в Антиохии, откуда совместно со св. апостолом Варнавой он отправился с проповедью на Кипр, после чего снова прибыл в Египет и совместно со св. апостолом Петром основал там множество Церквей – в частности, в Вавилоне. Из Вавилона св. апостол Петр отправил письмо к христианам, жившим в Малой Азии, в котором с отеческой теплотой отозвался о своём сподвижнике Марке, который был его духовным сыном (1 Пет. 5:13). Во время пребывания св. апостола Павла в узах в Риме, св. апостол Марк находился в Эфесе (Ефесе), кафедра которого находилась под управлением ученика св. апостола Павла, св. апостола от 70-и и первого епископа Эфесского, Тимофея (день памяти – 4 января), вместе с которым св. апостол Марк возвратился в Рим, где около 62 – 63гг. он и написал своё Святое Евангелие.

     Из Рима св. апостол Марк снова удалилсяя в Египет и вскоре создал в столице Египта, Александрии, училище для христиан (это училище окончили потом такие известнейшие отцы и учители Церкви как христианский философ Тит Флавий Климент, пресвитер Александрийский, сщмч. Дионисий Александрийский (день памяти – 5 октября), свт. Григорий Чудотворец (день памяти – 5 ноября) и др). С большой ревностью об упорядочении церковной жизни и богослужения, св. апостол Марк составил Литургический чин для верующих, живших в Александрии.

     Далее св. апостол Марк посетил с проповедью Святого Евангелия внутренние области Африки, проповедовал в Ливии, а также в Нектополе, а затем, по воле Духа Святого, снова прибыл в Александрию, дабы там проповедовать Имя Христово и противодействовать адептам язычества. По прибытии в египетскую столицу св. апостол обрёл приют в доме александрийского сапожника, именем Анания, которого он излечил от болезни и который с благоговением принял его у себя и, вняв его проповеди и уверовав во Христа, принял Святое Крещение. Приняло Св. Крещение также множество людей, живших в той части Александрии, где проживал и проповедовал апостол. Всё это привело александрийских адептов язычества в большую ярость, и те замыслили убить св. апостола Христова. Когда известие об этом дошло до апостола, он назначил своим преемником, 2-м епископом Александрии, свт. Ананию, а 3-х верных христиан (имена их – Малк, Савин и Кердин) – пресвитерами. Язычники, сговорившись о времени, набросились на св. апостола Марка во время совершения им богослужения, стали его избивать, а потом повлекли по городу и заточили в темнице. Там св. Марк сподобился лицезреть Самого Господа Иисуса Христа, явившегося ему и укрепившего его перед мучениями. Наутро разъярённые язычники вновь поволокли св. апостола по городским улицам, чтобы ему предстать перед судом, но св. апостол, со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой», предал дух свой Господу по пути в судилище. Мучители решили предать тело св. апостола огню, но пока они разводили костёр, вокруг внезапно стемнело, прогремел гром и началось землетрясение. Толпа язычников в панике разбежалась, а верные христиане забрали честные останки св. апостола и похоронили их в каменной гробнице. Это событие произошло 4 апреля 63г. от Р.Х.

     В 310г. над гробницей, в которой покоились честные мощи св. апостола Марка, был выстроен храм. В 820г. Египет оказался под игом арабов-магометан, и христиан начали теснить иноверцы, поэтому честные останки св. апостола были перенесены в Венецию и помещены там в храме его имени.

     Традиционно раннехристианская иконография, присвоившая каждому из четырёх свв. Евангелистов свой особый символ, заимствованный из Откровения св. апостола Иоанна Богослова (Откр. 4:7), изображает св. апостола Марка со львом, знаменующим собой могущество и царственное достоинство Спасителя (Откр. 5:5). Св. апостол и евангелист Марк создавал свое Евангелие для христиан, обращённых в Веру из язычников, потому оно в первую очередь обращает наше внимание на те слова и дела Богочеловека Иисуса Христа, в которых была наиболее наглядно проявлена Его Божественная сила. Многие из особенностей этого Евангелия объяснимы близостью св. апостола Марка ко св. апостолу Петру, и то, что Св. Евангелие от Марка записано со слов первоверховного апостола Петра, засвидетельствовано многими раннехристианскими писателями. Основная богословская тема Евангелия от Марка – тема Силы Божией, которая совершается в немощи, поскольку невозможное для человека – возможно для Бога.

Память святого апостола и евангелиста Марка, епископа Александрийского, почитается Церковью 25 апреля (8 мая по новому стилю), а также 4/17 января – в Соборе святых 70-и апостолов.

 


Всего просмотров: 178

Оставлено комментариев: 0

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.



Последнии публикации

Автор: Редакция
18 ноября 2019 г.

18 ноября – избрание на Патриарший престол святителя Тихона (Белавина) (1917г.)

     Память Патриарха Московского и всея России Тихона (Белавина) чествуется нашей Церковью несколько раз в богослужебном году. Сегодня, 5 / 18 ноября, Русская Православная Церковь в...

Автор: Редакция
17 ноября 2019 г.

«Ваше Святейшество, покайтесь и сойдите…»

Афонский старец написал открытое письмо Константинопольскому патриарху
 

Почитаемый старец Гавриил Карейский из кельи Кутлумуш преп. Христодула Патмийского на Святой горе Афон в Греции наз...

Автор: Редакция
17 ноября 2019 г.

17 ноября – блаженный Симон, Христа ради юродивый, Юрьевецкий

     Сегодня, 4 / 17 ноября, Русская Православная Церковь воспоминает блаженного Си́мона Юрьевецкого – православного святого, Христа ради юродивого, жившего и подвизавшегося в ...

Автор: Сергий Карамышев
15 ноября 2019 г.

Автор: Редакция
15 ноября 2019 г.

15 ноября – икона Пресвятой Богородицы Одигитрия, именуемая «Шуйская»

     Сегодня, 2 / 15 ноября, Русская Православная Церковь чествует Шуйскую-Смоленскую икону Пресвятой Богородицы – «новописаную Одигитрию Смоленскую», явленную в Шу...

закрыть
закрыть