
Создается устойчивое представление, что все, происходящее сейчас в Киеве в отношении столь желанной тамошним властям автокефалии «Украинской поместной церкви», не что иное, как фарс, повторяющий, в свою очередь, фарс ровно столетней давности. Параллели просто напрашиваются сами собой.
Например, 29 апреля 1918 года, в аккурат на Пасху, в помещении киевского цирка прошли выборы гетмана «незалежной» Павла Скоропадского. Михаил Булгаков по сему поводу с сарказмом отметил в своем романе «Белая гвардия»:
— Будущим историкам это, вероятно, даст обильный материал для юмора.
Фарсовость всей процедуре обретения «главы нации» придавал еще и тот факт, что доподлинно известно — сценарий избрания и само место его проведения было утверждено лично генерал-фельдмаршалом немецкой оккупационной армии Эйхгорном. Также им были одобрены выступающие «вольные хлеборобы» — крупные помещики и землевладельцы. Его роль ныне с успехом исполняет спецпредставитель Госдепа США Курт Волкер.
И что удивляться тому, как по-цирковому правил тогда вновь обретенный вождь украинского народа, обещавший повести страну в цивилизованную Европу. Фарсом с переодеванием и позорным бегством вместе с немецкими оккупантами правление его и закончилось, о чем также великолепно рассказал Михаил Булгаков в своем романе и пьесе «Дни Турбиных».
Не отстал по части фарсовости пришедший на смену «евроцентричному» Скоропадскому националист Петлюра. На сей счет свидетельствует другой наш замечательный писатель Константин Паустовский:
— Накануне по городу были расклеены объявления от коменданта. В них с эпическим спокойствием и полным отсутствием юмора сообщалось, что Петлюра въедет в Киев во главе правительства - Директории - на белом коне, подаренном ему жмеринскими железнодорожниками.
Почему жмеринские железнодорожники подарили Петлюре именно коня, а не дрезину или хотя бы маневровый паровоз, было непонятно.
Коня покрывала голубая попона, обшитая желтой каймой. На Петлюре же был защитный жупан на вате. Единственное украшение - кривая запорожская сабля, взятая, очевидно, из музея,- била его по ляжкам.
А теперь свежая картинка наших дней. В СМИ широко обсуждается, какой конфуз постиг президента Порошенко, пожелавшего принять в полном составе Собор УПЦ МП в Украинском доме, бывшем музее Ленина, для переговоров по поводу будущей автокефалии. Архиереи во главе с митрополитом Онуфрием, конечно же, не пожелали участвовать в сей нарочитой и показной клоунаде. Вопросы Церкви обсуждать они готовы, но только, естественно, на церковной территории — в Киево-Печерской лавре.
Интересно, на что рассчитывал и был ли в «адеквате» Петр Алексеевич, предложивший обставить такой важный разговор бездумно-кощунственной символикой? И разве не знал он, что для Церкви православной вопрос символов первостепенный! Но, видно, хотелось вопреки всему нагло и прилюдно унизить «московских попов», коим, как он на днях отметил, нет места на Украине.
А ведь в Киеве, да и в России тоже не забыли, как в конце 70-х годов, когда было принято решение о проектировании музея Ленина в качестве площадки, первоначально утвердили место, где стоял до конца 30-х годов ХХ века один из первых христианских храмов Руси - Михайловский Златоверхий собор. Тогда общественность посчитала выбор места кощунственным и настояла на переносе объекта. Хватило, значит, мудрости. А сегодня Киеву и миру украинские власти упорно демонстрируют лишь тупое упрямство.
Впрочем, вся эта история свидетельствует и о подвиге. Подвиге духа, что продемонстрировал Собор Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Он не повелся не только на подлую уловку Порошенко, но и дружно осудил Константинопольского патриарха Варфоломея, инициировавшего нынешний раскол в Православии.
Так что всё сошлось одновременно: измена, глупость и фарс, и подвиг духа. На него надо бы обратить особое внимание, а то ведь звучат теперь иные панические голоса — дескать, в результате всех последних интриг может пострадать авторитет РПЦ, а сама она проиграет духовную битву. Но разве можно недостойными интригами достичь праведных целей? И разве впервые нашей Церкви посланы испытания? Они всегда только укрепляли ее, несмотря на все внешние обстоятельства и гонения. И ясно, что и теперь, когда на наших глазах вершится история, одних ждет бесславный конец шутов и имитаторов, а других стояние за веру, правду и истину.
Статься впервые опубликована на Русской народной линии.
Всего просмотров: 1858
Оставлено комментариев: 0