В прощеное воскресенье


Автор: священник Сергий Карамышев

photo

Проповедь

 

«Седе тогда Адам и плакася, прямо сладости рая, руками бия лице, и глаголаше: Милостиве, помилуй мя, падшаго» (Икос канона).

 

В самом преддверии Великого поста мы призваны чувствовать себя в положении изгоняемых из рая божественной сладости наших прародителей. Потому что ни один из рожденных земной женщиной не может избегнуть того отлучения от жизни в Боге, какое унаследовали за свой грех Адам и Ева.

 

В книге Бытия вслед за изречением проклятия сатане и наказания Еве, сказано было Адаму: «за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 17-19).

 

Приведенные слова Священного Писания нуждаются в разъяснении. Адам, имевший в себе образ и подобие Бога, был поставлен Создателем главой всего материального мiра, царем и венцом творения. Поэтому после падения царя, пал, то есть подпал проклятию, весь вновь сотворенный мiр. Проклятие заключается в отлучении от естественной для человека божественной жизни. Поэтому, например, когда апостол Павел говорит в 1-м послании к Коринфянам «Кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, анафема» (а слово «анафема» обозначает отлучение) нужно разуметь, что на славянском это звучит: «Да будет проклят» (1 Кор. 16, 22).

 

Итак, весь, мiр нас окружающий, несет на себе печать проклятия, печать богооставленности. И пусть мiр подчинен данным Создателем законам, пусть в нем имеются вещи в своем роде совершенные и прекрасные. Однако от подлинного совершенства и подлинной красоты он далек.

 

Пророк Давид не напрасно восклицает Господу: «Красота в деснице Твоей вконец». Этим он дает понять, что возвращение мiру совершенства и красоты невозможно без возвращения в него, точно в опустевший храм, Бога. Это же, в свою очередь, невозможно без всечеловеческого подвига приближения к Творцу.

 

Вы спросите: разве мiр не управляется божественным промыслом, разве Бог не вездесущ? Почему я говорю о восстановлении в мiре Его присутствия? Дело в том, что человечеству предоставлена определенная свобода действий. Более того: определенная свобода предоставлена даже демонам. А поскольку человечество поражено грехом, он и проникает всюду, так что Иоанн Богослов имеет все основания утверждать: «весь мiр лежит во зле» (1 Ин., 5, 19). Мы говорим о будущем, о том всеприсутствии Божием, когда в мiре не останется места силам, противостоящим Создателю, когда в нем не будет места греху.

 

Путь возвращения, путь подвига открыт новым Адамом, как выражается апостол Павел, - Христом. Он облекся в человеческую природу, вытесняя из нее власть греха. Он освятил естество водное, крестившись в Иордане, когда Дух Святой в виде голубя носился, точно при мiроздании, над водой. Он пригвоздил проклятие человеческого рода ко кресту, на котором пролил кровь, омывающую преступление первого Адама.

 

Безгрешный Христос постился 40 дней в пустыне, чтобы совершенно подчинить Свою человеческую душу, Свою человеческую плоть Божеству. И все это Он сделал для того, чтобы мы не прожигали неблагодарно свою жизнь, но участвовали во всечеловеческом подвиге приближения к Богу, к возвращению утраченной грехопадением благодати.

 

И если мы здесь участвуем в этом подвиге, то и после того, как откроется Царство Божие с разрушением этого мiра, с воскресением мертвых, будем наслаждаться и плодами победы над грехом, проклятием и смертью. Будет поглощена смерть победою!

 

Теперь же нам предстоит подвиг. Мы, точно отчаливая от берега, погружаемся в бурную пучину. Именно так святая Церковь обозначает прохождение Великого поста. Для отправляющегося в опасное плавание важно помнить о его цели, важно видеть этапы своего пути. Важно быть не расслабленным, но бодрствовать. Потому что, как говорит апостол Петр, враг наш диавол ходит рядом с нами «как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8).

 

Цель поста – очищением души и тела от власти греха приблизиться к Богу, совоскреснуть со Христом. Этапы пути – недели поста, каждая из которых предлагает нашему уму пищу, способную, если мы будем внимательны, обогатить нас.

 

Сегодня, как бы стоя на берегу перед самым отплытием, простим друг другу обиды, обнимемся друг с другом. Будем помогать друг другу в продолжительном и опасном почти 50-дневном плавании. Аминь.

 

Священник Сергий Карамышев


Всего просмотров: 181

Оставлено комментариев: 0

Комментарии:

Еще не оставлено ни одного комментария.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.



Последнии публикации

Автор: Редакция
18 ноября 2019 г.

18 ноября – избрание на Патриарший престол святителя Тихона (Белавина) (1917г.)

     Память Патриарха Московского и всея России Тихона (Белавина) чествуется нашей Церковью несколько раз в богослужебном году. Сегодня, 5 / 18 ноября, Русская Православная Церковь в...

Автор: Редакция
17 ноября 2019 г.

«Ваше Святейшество, покайтесь и сойдите…»

Афонский старец написал открытое письмо Константинопольскому патриарху
 

Почитаемый старец Гавриил Карейский из кельи Кутлумуш преп. Христодула Патмийского на Святой горе Афон в Греции наз...

Автор: Редакция
17 ноября 2019 г.

17 ноября – блаженный Симон, Христа ради юродивый, Юрьевецкий

     Сегодня, 4 / 17 ноября, Русская Православная Церковь воспоминает блаженного Си́мона Юрьевецкого – православного святого, Христа ради юродивого, жившего и подвизавшегося в ...

Автор: Сергий Карамышев
15 ноября 2019 г.

Автор: Редакция
15 ноября 2019 г.

15 ноября – икона Пресвятой Богородицы Одигитрия, именуемая «Шуйская»

     Сегодня, 2 / 15 ноября, Русская Православная Церковь чествует Шуйскую-Смоленскую икону Пресвятой Богородицы – «новописаную Одигитрию Смоленскую», явленную в Шу...

закрыть
закрыть