Записки православного адвоката


Автор: Фёдор Макаров

photo

ПОСЛАНИЕ К ВИКТОРУ САУЛКИНУ –2

 

Христос Воскресе!

 

Постепенно мне начали открываться многие, ранее не понимаемые, вещи. Безусловно, главную роль в этом сыграл отец Николай, спаси его Господи!

 

В тот год, я очень много с ним общался, спорил и даже возмущался. Нет, ну как не возмутиться, когда он говорит:

- В Православии всё с точностью до наоборот.

- Это как: чем хуже, тем лучше? Это, что, надо страдать?

- Да, - говорит батюшка. – Только Христа ради пострадать, а еще лучше -умереть, сподобиться надо!

 

Начинаю выпендриваться:

- А как же высшая ценность - человеческая жизнь? – спрашиваю с подковыркой.

- Кто Вам такую глупость внушил? Высшая ценность – это человеческая душа. Именно её надо беречь для Бога. А тело… что тело? Из праха в прах…

- Подождите, как же гуманизм?

- Забудьте эти вредные глупости, Вы – православный христианин, умный человек, а говорите, как ребенок…

 

Витя, согласись, для меня, «крутого» адвоката с двумя «верхними» образованиями, это было неприемлемо. Меня ведь учили, что самое важное – человеческая жизнь и права человека! Это потом я понял, что «гуманизм», «права человека» и «либеральный фашизм» - близнецы братья. О том, как я это понял, напишу отдельно.

 

Но тогда я бунтовал. А батюшка терпел. Он терпеливо меня учил, причем, делал очень ненавязчиво, не давил, не внушал, не навязывал, а просто задавал вопросы, часто тупиковые и рекомендовал почитать ту или иную литературу. Я сначала пытался спорить, но чем дальше, тем больше приходил к выводу, что батюшка прав.

 

И вот на фоне этих споров происходит то, после чего, на вопрос: «А правда, что у вас люди не сидят?» отвечаю: «От вас зависит. Как будете молиться. Я ничего не решаю. Всё от Бога»

 

Как и говорил выше, я был уверен, что являюсь очень хорошим адвокатом. Как бы не так! Оказалось, что я всего-навсего инструмент в руках Божиих. И от меня вообще ничего не зависит. Как человек живет, смиряется, молится, исповедуется и причащается, так Бог ему и даёт. Я могу быть семи пядей во лбу, придумаю, что угодно, но если Господь не отверзет глаза, уши и, главное, сердце судье, ничего хорошего не выйдет. Да и меня не вразумит на верные поступки.

 

Кстати, если человек верующий, регулярно причащается, не ожесточается от своих проблем, не впадает в уныние, нам намного легче работать. Может, это звучит и утилитарно, но, когда я своему доверителю предлагаю двигаться в сторону храма, то я себе хочу работу облегчить. И вспоминаю следующее.

 

«Только бы брату ничего не было».

 

У брата и Сестры (сознательно пишу с большой буквы, дальше будет понятно) было совместное предприятие. И решил брат у Сестры отнять её половину. Для чего связался с рейдерами и написал на неё заявление в полицию, что якобы сестра похитила их совместные деньги. Сестра – женщина интеллигентная, такой пакости от родного брата не ожидавшая, с полицией дела ранее не имевшая. В полиции её быстро закошмарили, и она написала явку с повинной по факту неуплаты налогов. Явка с повинной – это полное признание вины. Пишется собственноручно. С точки зрения закона – всё. Теперь сиди и жди приговора. Тем не менее, она освобождается от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности… Но поскольку братом за всё уплачено, налоговая полиция возбуждает новое уголовное дело: берут за основу всю ту же явку с повинной. В это время кто-то из знакомых попросил ей помочь. Ввязываемся. Работы много. Кроме уголовного дела, еще огромное количество судов по дележу имущества предприятия. Напряжение невероятное. С той стороны постоянные провокации, попытки остановить работу предприятия, давление на сотрудников, которые остались с Сестрой, угрозы. Мы только защищаемся. И тут они окончательно наглеют, захватывают имущество Сестры, т.е. совершают уголовное преступление в виде самоуправства. Я жутко обрадовался, быстренько подготовил документы и весь такой воодушевленный, потому как брат так красиво «подставился», прихожу к Сестре, ну, сейчас она оценит.

 

Сестра внимательно меня выслушивает, а затем говорит:

- Делайте всё, что считаете нужным, но только чтобы брату ничего не было!

Я сначала онемел.

- Это как? Они ж совсем обнаглели! Что ж мы все время отбиваемся? Мне уже вас жалко! Если не дадим ответку, они совсем распоясаются. Всё потеряем.

 

 

Сестру нужно видеть: маленькая, изящная, миловидная, очень воспитанная, настоящая русская интеллигентная женщина. Она вдова, у нее взрослая дочь и маленький внук. Ей невероятно тяжело. Она тащит на себе предприятие, семью, при этом еще печется о проблемах своих сотрудников. Плюс война с братом. Её инстинктивно хочется взять под защиту. Нам действительно её жалко, и работаем мы не столько за деньги, сколько за идею справедливости. Ну нельзя так с Сестрой. Неправильно это. Во мне, как всегда, всё бурлит и пенится.

 

Говорю:

- Не переживайте, подадим заяву, его по такой статье закрывать не будут, ну так, слегка поспрашают для начала, объяснят серьезность ситуации.

- Да ну что вы, - говорит она. – У брата больное сердце, повышенное давление. Не дай Бог, ему станет плохо! Вы же знаете, как в полиции разговаривают!

 

Я просто не в состоянии её слова принять и понять. Она его жалеет! Да тебя родной брат при помощи ментов и депутатов раздевает, твоих детей и внуков лишают куска хлеба, а ты переживаешь: «Лишь бы брату ничего не было!» Витя, если б ты знал, сколько раз я хотел физически поправить брату выражение лица. И вдруг она так жестко:

- Вы знаете, как я Вам доверяю, я всегда выполняла все, что Вы говорили. Но Вы должны понять, это мой брат, я его люблю, и мне его жалко. Ему сейчас очень плохо. Пожалуйста, я Вас умоляю, делайте, что хотите, но что бы ему ничего не было.

 

И уезжает в паломническую поездку. По мере общения с Сестрой узнаем, что она постоянно ездит по монастырям, молится за брата, регулярно жертвует провинциальному детскому дому.

 

А теперь чудо. Уголовное дело длилось уже четыре месяца. Господь вразумил меня дать команду немедленно вывезти с предприятия документы, без которых невозможно привлечь Сестру к уголовной ответственности. Я вообще был удивлен, что документы еще не изъяли. По правилам это делается сразу же после возбуждения уголовного дела, потому что документы являются доказательствами совершенного преступления. И вот: сегодня вывозятся документы, а на завтра обыск. Когда я ознакомился с постановлением о производстве обыска, то обратил внимание, что оно вынесено четыре месяца назад, сразу же после возбуждения дела. Вот тебе и «Только бы брату ничего не было!» Сестра молилась и жертвовала, и Господь остановил этот механизм, послал ей нас и вразумил, что нужно делать. Будь обыск на день раньше… В общем, дело рухнуло.

 

Это только первая часть чуда. Вторая была в суде. Начальник следствия вынес постановление о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. Но это не окончательное решение. Прокурор может в любой момент его отменить и продолжить уголовное преследование. Более того, это постановление было так юридически неверно написано, что прямо просилось на отмену. И тут Господь вразумляет оспорить его в суде. Потому что прокурор не вправе отменить судебное решение. Теперь надо было придумать повод для обжалования. Потому что в нашем деле, как и у врачей – главное, не навредить. Поступаю, как учит отец Николай – молюсь. Господи, вразуми!.. И Господь подсказывает через моего руководителя. Он говорит: «А ты пиши, что не было события преступления – суд пошлет тебя подальше, потому что есть явка с повинной, и оставит постановление в силе. А выйти за пределы твоих требований он не сможет. Либо отсутствие состава, либо отсутствие события.»

 

Витя, разница между отсутствием состава преступления и событием преступления упрощенно такая: предположим, есть тело с признаками насильственной смерти. Уголовное дело возбуждено по факту убийства. Убийство, в соответствии с законом, есть умышленное лишение жизни. Т.е. человек знал, что убьет и хотел этого. Но при расследовании выясняется, что убийства не было. Тело было вооружено, посягало на жизнь семьи человека. Человек защищал свою семью и был вынужден тело убить. Уголовное дело прекращают за отсутствием состава преступления, потому что человек не хотел убивать, а был вынужден, т.е. не было в действиях причинителя смерти состава преступления – умысла на убийство.

 

С отсутствием события преступления всё сложнее. Это когда в отсутствие тела возбуждают уголовное дело по факту его убийства и человека привлекают к ответственности за убийство, которого не было.

 

Заказываю молебен Матушке Державной, подаю жалобу, перекрестившись, захожу в зал суда.

 

Витя, если бы ты видел, что там творилось. Это была феерия. Я такого никогда не видел. Ни до, ни после. Полтора часа судья с помощником прокурора объясняли начальнику следствия, кто он такой, при этом не забывали и меня. Судья искала в моей жалобе хоть какие ошибки.

 

Прокурорский начальнику следствия :

- Ты что совсем ничего не соображаешь? Это ж каким надо быть дебилом? Как ты мог провести обыск через четыре месяца? Ты что, специально ждал, когда придет этот конченный и всё вынесет? Тебя не напрягло, когда он ордер в дело закинул? Ты что, не знаешь, что от этого отморозка можно всего ожидать?

 

Надо сказать, что прокурорский характеризовал меня обоснованно - буквально за пару лет до этого мы по одному «заказному» делу, когда у нашего друга отжимали бизнес, довели до увольнения по состоянию здоровья начальника управления по надзору за налоговой полицией. Но что бы так откровенно, в суде, вслух?!

 

Прокурорский, обращаясь ко мне:

- А ты чего веселишься? В цирк, что ли пришел? Нашел себе развлечение!

Начальник следствия с контуженной полуулыбкой стоит посреди зала.

 

И по прокурорской истерике понимаю, что судья сейчас удовлетворит мою жалобу. Дело в том, что по тем временам возбуждение уголовного дела санкционировалось прокуратурой, и прекращение дела за отсутствием события преступления - очень серьезный для нее удар - сведения сразу подаются в Генеральную прокуратуру. Представь, прокуратура согласилась с возбуждением уголовного дела в то время, когда не было преступления! За такие вещи сильно наказывают. Потому как обвиняемый/подозреваемый имеет право на денежную компенсацию из казны России, а в бюджете не предусмотрены выплаты «в связи с незаконными действиями сотрудников правоохранительных органов».

 

И вот оно – окончание чуда: суд выносит решение: «Жалобу адвоката удовлетворить, обязать следователя устранить допущенные нарушения»

 

Витя, когда суд вынес решение о прекращении дела за отсутствием события преступления, он фактически признал несуществующей собственноручную явку с повинной. Вот она вроде бы есть, ее можно даже подержать в руках, почитать, а с точки зрения суда ее нет! Разве это не чудо Божие?

 

«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!». Приезжаю в храм, заказываю благодарственный молебен и начинаю понимать, что через Сестру Господь явил мне пример христианской любви, смирения и милосердия. И доступно разъяснил, что даже судья в суде не хозяин. В суде хозяин Господь! Впрочем, как и везде.

 

И вот начало приходить понимание, что я таких чудес видел много, и что вся моя работа состоит из чудес. Я всего-навсего их свидетель, но никак не чудотворец.

 

И вот еще одно подтверждение того, что в суде хозяин Бог

 

Как-то отец Николай благословил нас помочь одной женщине - Тане. Ее вместе с родителями, инвалидами первой группы, пытались выселить на улицу из ведомственного жилья. В свое время родители её работали в НИИ еще при СССР и получили ведомственное жилье. Со временем стали инвалидами, так что уже не работали. И приглянулось их жилье сыну одного высокопоставленного сотрудника этого НИИ. Они привлекли в союзники местную Администрацию и подали в суд. Я сейчас не помню всей юридических особенностей этого дела. Возможно, что-то путаю, потому что: во-первых, его вела моя жена; во-вторых, это было давно, и даже она всех подробностей не помнит. Но в самом главном мы точны.

 

Раньше всегда заселение в жильё производилось на основании ордера. А ордера вдруг не оказалось, и НИИ подал в суд на выселение на основании того, что якобы при вселении в эту квартиру отсутствовал ордер, и получена она была незаконно. Но дело в том, что на этот момент уже было новое российское законодательство, которое позволяло людям при наличии тех или иных обстоятельств продолжать проживать в квартире. То есть была правовая коллизия - противоречие, на тот момент законом не урегулированное. И какое бы решение не вынес суд, оно было законно и обоснованно.

 

Поскольку заявление подало уважаемое НИИ, и его поддержала уважаемая местная Администрация (не помню: был прокурор или нет), то суд первой инстанции, не взирая на все увещевания, постановляет Таню с родителями-инвалидами выселить. Наталья моя чуть не плачет.

 

Но решение суда еще должно вступить в законную силу. Наталья подает апелляционную жалобу в областной суд безо всякой надежды на отмену принятого решения. В жалобе она просила решение суда отменить, а дело направить на новое рассмотрение.

 

Что касается суда второй, или апелляционной, инстанции, то он почти всегда оставляет решения судов первой инстанции без изменений. Дело рассматривается за пятнадцать минут. Это подтвердит любой адвокат.

 

Подходит день апелляции в областном суде. Накануне отец Николай служит молебен. Наутро Наталья едет в областной суд.

 

Ближе к вечеру звонит и плачет:

- Так не бывает, целый день совещались, решение отменили, вместо того, чтобы отправить на новое рассмотрение, как я просила, вынесли своё окончательное - жилье оставить Тане. Так представляешь, они в решении еще и судье указали на незаконность и недопустимость таких действий. Я не могу это объяснить. Это невозможно.

 

Потом уже часа через три перезванивает:

- Слушай, ты представляешь, они это решение вымолили! Всю ночь и день на коленях молились под иконами Господу, Матери Божией и Николаю Угоднику.

 

И что, мне после этого какой-нибудь малограмотный мракобес будет утверждать, что Бога нет, или что всё это случайности? Как по мне, то что-то многовато случайностей. С учетом того, что я видел и вижу, уверенно подтверждаю, что случайность - это непонятая людьми Божия воля.

 

Поэтому на вопрос: «Ну вот как вы, каждый день сталкиваясь с несправедливостью, продолжаете работать, руки не опускаются?», - могу ответить.

 

Фёдор Макаров


Всего просмотров: 2283

Оставлено комментариев: 1

Комментарии:

Оставил комментарий: Зинаида

24 июля 2019 г. 2:52

Господи, на все только Твоя Святая воля.

Заполните форму и нажмите кнопку "Оставить комментарий"
Комментарий будет размещен на сайте
после прохождения модерации.



Последнии публикации

Автор: Редакция
2 июля 2023 г.

Быть Человеком! (о Николае Пирогове)

В наше время, когда многие Русские впустили в себя бациллу ненависти, полезно вспомнить, в чем проявлялся характер Русского народа. Поэтому мы добавили рубрику "Русские характеры", в кото...

Автор: Фёдор Александрович Шумский
9 марта 2022 г.

Имперская ось Путина

Сегодня  наши взоры устремлены на события, происходящие на Донбассе и Украине. 

Многие говорят, зачем нам этот Донбасс и эта война?! Нам это не нужно и мы хотим жить в мире. Да, м...

Автор: Александр Шумский
11 ноября 2021 г.

Родной человек (к 200-летию Ф.М.Достоевского)

В детстве я не любил книги, предпочитая чтению возню с мячом в одном из московских двориков. Футбольный мяч был для меня лучшим подарком, и как ни пытались родители подсовывать мне интересные книги...

Автор: Редакция
22 июня 2021 г.

Стихи на начало войны

На Родительскую субботу
Полагается помянуть…
А особенно ту пехоту,
Что внезапно отправилась в путь,
Неотпетую, непрощённую,
В окружении красных снегов,
А особенно некрещёную –
В...

Автор: Фёдор Александрович Шумский
1 ноября 2020 г.

Папа

Посвящается моему отцу
…Воскресное осеннее утро, папа, по обыкновению, собирается в храм на раннюю литургию. Я уже не сплю, но лежу тихо и жду, когда он подойдет к моей кровати. Помню, как ...

закрыть
закрыть